Какой взгляд на Десять заповедей у Лютера и адвентистов?

Какой взгляд на Десять заповедей у Лютера и адвентистов?

Декалог образует сердце Божьего откровения и библейской этики. Это Великая хартия библейского учения, его совокупность, это норма всех норм. Он формирует суть и основу божественных стандартов для всего человечества, его принципы вечны. В Пятикнижии подчеркивается, что он был объявлен Богом (Исх. 19:19, 20:1, Втор. 5:4-5, 24) и написан Им (Исх. 24:12, 31:18; 5:22). Он дважды был дан Моисею как особый дар (Исх. 32:19, 34:1; Втор. 10:1-2). В книге Исход Декалог называется «Откровением» (на иврите: edut. Исх. 31:18); в книге Второзаконие – «Словами завета» (на иврите: dibre habberit, Исх. 34:28). Ни одна из книг не использует термин «Десять заповедей» (на иврите: мицва, однако, см. Исх. 20:6), но трижды называет его «Десятисловием» (на иврите: aseret haddebarim, от слова dabar, которое означает предложение, материя, вещь, речь, рассказ, обещание, высказывание, см. Исх. 34:28, Втор. 4:13, 10: 4).

Как в Исходе, так и во Второзаконии Декалог находится в начале всех законов и их разъяснения. В Пятикнижии есть семь основных наборов правовых материалов, а первый и главный из них – Декалог. Юридический раздел книги Второзаконие (12-26) структурирован в соответствии с Декалогом. Существуют две версии Декалога с очень небольшими различиями. Первая записана в Исходе 20:1-17, а вторая – во Второзаконии 5:6-21. Вторая версия, была устно представлена Моисеем Израилю почти 40 лет спустя, как раз перед входом в Землю Обетованную (Второзаконие 1:3-4, 4:44-47). Эти обстоятельства объясняют небольшую разницу между этими двумя версиями Декалога. Когда Павел обобщил закон, как любовь, он привел цитату из Декалога (Римл.8:34, 13:8-10, Гал.6:5). Любовь действительно является сутью Божьего закона, потому что Он – Бог любви (1 Иоанна 4:16).

Это не исчерпывающее исследование Лютеровского и адвентистского понимания Закона Божьего, потому что это очень сложный вопрос. В нем рассматриваются только важнейшие ссылки Лютера на закон, как представление общих идей его мышления, а затем анализируется значение этих идей в адвентистской мысли о Декалоге.

Декалог у Мартина Лютера

Через десять лет после того, как Мартин Лютер (1483-1546) опубликовал Девяносто пять тезисов, Эразм утверждал, что «лютеране ищут только две вещи: богатство и жен (censum et uxorem)», и для них Евангелие означало «право жить, как они хотят». Это было проблемой, потому что реформатор делал ударение на Божьей благодати, а люди могли ошибочно принять это, трактуя, что хорошие поступки и послушание не являются жизненно важными в поведении верующего. Однако Лютер понял, что Декалог действительно играет важную роль в жизни христианина. Он считал Десять Заповедей «полным руководством для христианской жизни» [5], и они «должны использоваться, чтобы убедить людей бояться Бога» [6].

Для Лютера основная функция Божьего закона заключалась в том, чтобы показать людям их недостатки и греховность. Таким образом, закон приводит к Христу, потому что сам закон не может очищать людей или прощать их грехи, иначе жизнь и смерть Христа для не принесла никакой пользы и были напрасными. Лютер заявляет, что закон «заставляет совесть жаждать, искать обещаний Бога и смотреть на Христа». «Таким образом, Закон определяет волю Бога, и это приводит к осознанию того, что сами мы не можем его соблюсти. Он также знакомит нас с природой человека, его способностями и ограничениями. Закон был дан, чтобы разоблачить грех; но он не может спасти и избавить от греха. Закон, это зеркало; мы вглядываемся в него и понимаем, что лишены правды и жизни. И эта картина побуждает взывать: «О, Господи Иисусе Христе, помоги нам и дай нам благодать и силу выполнить требования Закона!» Он заявляет, что «тот, кто хорошо владеет искусством различения Закона и Евангелия», становится «во главе» и заслуживает того, чтобы его называли «доктором Священного Писания». [9]

Лютер написал свой самый яркий и всеобъемлющий комментарий о десяти заповедях в своем катехизисе 1529 года, а именно в Большом катехизисе (половина катехизиса связана с Декалогом) [10]. Он хотел, чтобы народ Божий знал, как жить подлинной христианской жизнью. Он побуждал их быть «наполненными Божьими заповедями и словами, говорить, петь и думать о них». Он метко заявляет: «Ничто не действует настолько эффективно против дьявола, мира, плоти и всех злых мыслей, как окунуться в Божье слово, говорить и размышлять над ним, Псалом 1 называет тех, кто «размышляет о Божьем законе день и ночь» блаженными [12].

В предисловии Катехизиса Лютер заявляет, что «тот, кто знает Десять Заповедей, прекрасно знает все Священное Писание». В заключении он утверждает, что Декалог – это «суть божественного учения», а также «истинный источник, из которого должны появляться все добрые поступки, истинный канал, через который все добрые дела должны проходить», таким образом, это единственный надежный источник воли Бога. Последнее предложение подчеркивает важный кульминационный момент: «Поэтому мы должны ценить их (Десять Заповедей) выше всех других учений как величайшее сокровище, которое Бог дал нам».

Лютер полагал, что перед Синаем принципы закона Божьего даны людям в их сердца: «Люби ближнего твоего, как самого себя», но, это не касается Каина; и похожее повеление (Матф.7:12): «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Этот закон впервые не был обнародован в Декалоге, но он написан в сердцах всех людей. Каин же выступил против этого. [16]

В Малом Катехизисе Лютер подчеркивает тот факт, что Бог «обещает благодать и благословение всем, кто соблюдает эти Заповеди. Поэтому мы должны любить и доверять Ему и охотно поступать согласно Его заповедям». [17] Вера и доверие Богу, для Лютера, являются основой правильных отношений с Богом. Кроме того, это ведет к правильной вере, доктринам и жизни. В Малом Катехизисе Лютер объясняет каждую заповедь фразой «мы должны бояться и любить Бога». Для объяснения первой заповеди он расширил утверждение: «мы должны бояться, любить Бога и доверять Ему превыше всего», потому что эта заповедь является основой Декалога.

Лютер понимает все Божьи заповеди в свете Первой Заповеди: «Пусть каждый из вас следит за тем, чтобы почитать эту заповедь превыше всего и не уничижать ее. Исследуйте и тщательно изучите свое сердце, и вы обнаружите, что оно держится только за Бога». Эта заповедь заключается в том, чтобы «освещать и передавать все великолепие остальным. Чтобы постоянно повторять и никогда не забывать об этом, эти ключевые слова должны проходить красной нитью через все заповеди, как будто звено цепочки, которое связывает один ее конец с другим и не дает распасться». Лютер утверждает, что «все божественные обещания основаны» и «исходят от веры в первую заповедь» [21]. Он утверждает, что «все обещания происходят от первой заповеди» [22].

Когда Лютер объясняет первую заповедь, он подчеркивает, что она объявляет войну всем формам идолопоклонства. «Кроме того, есть еще одно ложное поклонение. Это величайшее идолопоклонство, которое мы практикуем до сих пор, и оно по-прежнему процветает в мире. На нем основаны все религиозные ордена. Оно ищет помощи, утешения и спасения только в своих собственных делах и намереваются отобрать небеса у Бога. В этом поклонении отслеживают пожертвования, соблюдают посты, проводят праздничные служения и т. д. Все в этом поклонении опирается на подобные вещи и хвастовство ими, не желая получать ничего как дар Божий, но желая заработать все самостоятельно или заслужить, как будто это Бог на нашем месте, и мы господствуем. Как можно превратить Бога в идола, и поставить себя на место Бога?» [23].

Для Лютера вера в Бога является самым важным условием. Вот почему неверие – это грех: «Истинно, поэтому искушение [Евы в Эдемском саду] является суммой всех искушений; оно несет собой свержение или нарушение всего Декалога. Неверие – источник всех грехов; когда сатана вызвал его, извратив Слово, все остальное далось ему легко» [24].

Лютер объясняет связь между тремя первыми заповедями (направленными к Богу) и остальными семью заповедями (направленными на ближнего) Декалога. Обратите внимание на их последовательность: «Во-первых, мы должны верить, бояться и любить Бога всем своим сердцем. Во-вторых, мы не должны злоупотреблять святым именем Господним, чтобы поддерживать ложь или какое-то зло, но взывать его для восхваления Бога и спасения ближних и самих себя. В-третьих, в праздничные дни или дни отдыха мы должны посвятить себя Слову Божьему, чтобы наше поведение и жизнь могли руководиться им. Далее следуют семь заповедей, которые относятся к ближним. Среди них первая и самая большая: «Почитай отца и мать». [26]

Лютер утверждает, что «нарушение первой скрижали гораздо более серьезно, чем нарушение второй». Он объясняет, иллюстрируя: «Первая скрижаль должна иметь преимущество над второй. Если родители указывают делать то, что противоречит Богу, тогда Четвертая Заповедь, ранее неизменная, была отменена. Но, в Первой заповеди сказано, что прежде всего нужно любить и чтить Бога». Принцип ясен: «Простой и правильный метод таков… Второй скрижали приказано уступить первой, потому что Бог является Творцом, Главой и Господом отца и матери, государства и дома… Первая скрижаль находится в приоритете, и когда она соблюдается, тогда и вторая скрижаль на своем месте».

Лютер интерпретирует шестую заповедь в более широком смысле, чтобы продемонстрировать, что его интерпретация заповедей не буквальна. Он справедливо отмечает намерение этого божественного правила: «поскольку мы находимся в таком беспорядке и безнравственности, эта заповедь направлена против всех форм нечистоты, независимо от того, как их называют. [30] Лютер объясняет, насколько важна чистота сердца, губ и всего тела; а этого можно достичь только тогда, когда человек действительно посвящен Богу. Это также проявляется в том, как он относится к последним двум заповедям против корысти: «Эти заповеди направлены против зависти и жалкой алчности, чтобы Бог мог искоренить причину, по которой мы раним ближних. Бог объясняет это простыми словами… Он желает, чтобы сердце было чистым, хотя, пока мы здесь, мы не можем этого достичь. Эта заповедь и все остальные, постоянно обвиняют и показывают, насколько неправедны мы в Божьих глазах». [31] Закон не может спасти, но он может показать нам наше реальное положение перед Богом и привести нас к Нему, чтобы Он очистил, изменил и освятил нас. Таким образом, закон направляет верующего во Христа и через Его благодать к послушанию.

Лютер отрицает, что Декалог – это источник жизни или путь к спасению. Закон не может придать праведности. Он не дает жизнь и не оправдывает, несмотря на то, что он «содержит вечные заповеди Бога». [33] Лютер провозглашает: «Действительно, исполнение Десяти Заповедей не спасает нас и не делает нас святыми, но только благодать Христа совершает это». [34] «Весь Закон, включая Декалог, фатален без веры во Христа…Это не значит, что Закон является злом; это означает, что он ничего не может внести к оправданию». [35] «Независимо от того, как учат или соблюдают Закон, он не очищает само сердце». «Закон не информирует человека о том, как вечно жить и как быть спасенным. Там сказано, что мы должны делать, потому что Десять заповедей проповедуют о наших делах; но мы не можем их соблюсти. Эта весть сама по себе не ведет к свету. Закон учит добрым делам, но человек не может выполнять их, если у него есть только Закон. Ему нужна еще одна доктрина, а именно Евангелие, в котором говорится: «Я, Христос, есть Свет». Без этого вы не можете быть спасены, потому что вы остаетесь в грехе и окутаны тьмой. Закон скорее вреден, чем полезен». [37]

Лютер подчеркивает, что в послушании нет заслуг: «Закон пугает вас и заставляет вас искать, и вы, наконец, спросите со страхом и трепетом: «Что я должен сделать, чтобы обрести Божью милость? Я обязан обрести Божью благодать. Но как? Соблюдая Десять Заповедей? Накапливая добрые дела и заслуги? Это невозможно». [38] Для Лютера закон в послании к Галатам представляет весь закон. Когда он обращается к стиху из послания к Гал. 2:16, то заявляет: «Я предупреждал ранее, что Павел говорит здесь не только о Церемониальном Законе, но и обо всем Законе. Ибо Церемониальный Закон был таким же божественным Законом, как и нравственные законы. То есть, обрезание, учреждение священства, служение поклонения и другие ритуалы были заповеданы Богом так же, как и Декалог».

Для Лютера закон и Евангелие должны идти вместе и «должны сопровождать друг друга» [40]. Это записано в двух проповедях, сказанных в восемнадцатое воскресенье после Троицы по отрывку из Мф. 22:34-46: «Итак научитесь, кто может учиться и учитесь хорошо, чтобы мы знали, прежде всего, Десять Заповедей, которые должны исполнять перед Богом. Ибо, если мы этого не знаем, тогда мы ничего не знаем, и мы не будем интересоваться Христом» [40]. «Христос через свою смерть дал нам Святого Духа, и он исполняет закон в нас, а не мы. Ибо тот Дух, которого Бог посылает в наше сердце ради Сына Своего, делает из нас совершенно нового человека, который с радостью и любовью от всего сердца исполняет закон, что раньше было невозможным для вас… Все, что Бог повелевает, сладостно, мило и приятно, и я делаю все, что Он хочет от меня; это не в моих силах, но по силам Тому, Кто обитает во мне» [42]. «Ибо никто не может соблюсти закон, если его природа не будет полностью обновлена» [43]. «Закон должен быть только упражнением, чтобы доказать нашу любовь». [44] «Вы действительно можете совершать добрые дела, но Бога не устраивает, что они делаются не от сердца, не из любви; а этого никогда не будет, только при условии, если человек перерождается посредством Святого Духа» [45]. Лютер объясняет, что Декалог «учит тому, какими мы должны стать» [46], и добавляет: «Ибо закон не отменяется по благодати». Опять же он подчеркивает: «Вы должны дойти к тому, чтобы начать соблюдать заповеди» [47]. «Христос не только таким образом покрывает и защищает нас, но он также питает и кормит нас, как курица кормит своих маленькие цыплят, так и Он посылает нам Святой Дух и силу, чтобы любить Бога и соблюдать заповеди Его» [48].

Для искупленных во Христе отношение к закону меняется; это не источник жизни, а руководство для совершения добрых дел. Лютер подчеркивает, что «Десять Заповедей следует снова и снова усердно изучать, потому что в них осмыслены все добрые дела» [49]. «Конечно, Заповеди должны соблюдаться. Конечно, соблюдайте их! … «Ты скажешь: «Разве вы не проповедуете о вере?» Да, но мы также хотим видеть добрые дела; но прежде должна быть вера. Затем следуют добрые дела» [50]. Обращаясь к человеку, который принял праведность Христа и доверяет Ему, Лютер пишет: «невозможно, чтобы в нем оставался грех.

Эта праведность [Христа] является первичной; это основа, причина, источник всей нашей собственной праведности». Он добавляет, что «второй вид праведности (рост святости) – это наша истинная праведность, не потому, что мы сами над ней работаем, а потому, что мы работаем над первой и второй праведностью». Он объясняет: «Эта [вторая] праведность является результатом праведности первого типа, это ее плод и следствие» [51]. В своей книге «Связи воли» Лютер заявляет, что Декалог демонстрирует нашу моральную неспособность. Мы можем любить, следовать и повиноваться Богу только по Его благодати и благодаря работе Святого Духа, который объединяет нас с Христом [52].

Лютер объясняет, что Христос и Его благодать освободили от осуждения закона, но не от самого закона и повиновения ему: «Христос освобождает нас от могущества Божьего Закона, от обвинения закона или Декалога и от обязательства соблюдения обрядов» [53]. «Десять Заповедей, которые касаются святой жизни и поведения по отношению к Богу и человеку, тоже освобождают нас в том смысле, что они не могут проклясть верующих во Христа. Он подчинился Закону, чтобы искупить нас, находящихся под законом (Гал.4:5); да, Он стал клятвою за нас, чтобы спасти нас от проклятия Закона (Гал.3:13). Тем не менее, Десять Заповедей по-прежнему имеют силу и относятся к нам, христианам в вопросе послушания» [54].

Декалог в адвентизме.

Позиция Церкви Адвентистстов седьмого дня в отношении закона Божьего основана на традиции Реформации; включая все три формы закона (гражданский, педагогический и дидактический/нормативный). Их можно воспринимать в гармонии с учением Лютера, хотя акцент определенно более позитивен:

Великие принципы Божьего закона воплощены в Десяти Заповедях и иллюстрируются в жизни Христа. Они выражают Божью любовь, волю и Его цели касательно поведения, отношений человека, а также являются обязательными для всех людей любого возраста. Эти заповеди являются основой Божьего завета с Его народом и мерилом Божьего суда. Благодаря работе Святого Духа они указывают на грех и пробуждают чувство потребности в Спасителе. Спасение – это благодать, а не дела, а плод благодати – послушание Заповедям. Послушание развивает христианский характер и приводит к благополучию. Оно свидетельствует о нашей любви к Господу и заботе о ближних. Послушание в вере демонстрирует силу Христа, преображающую жизнь, и, следовательно, укрепляет свидетельство христиан. (Исход 20:1-17, Втор 28:1-14, Пс. 19:7-14, 40:7, 8, Мф.5:17-20, 22:36-40, Иоанна 14:15; 15:7-10, Рим 8:3,4, Еф.2:8-10, Евреям 8:8-10, 1 Иоанна 2:3, 5:3, Откр 12:17, 14:12.)» [55].

Лютер и адвентисты седьмого дня подчеркивают, что функция закона заключается не в том, чтобы обрести спасение через его соблюдение, а в том, что Декалог раскрывает нашу греховность и ведет нас к Христу [56]. Несмотря на то, что эти законы уже были известны вкратце перед Синаем [57], Сам Бог решил представить Декалог Своему народу и всему человечеству, потому что эти заповеди систематично описывают, кто Он, каков Его характер и в чем заключаются Его ценности.

Адвентисты считают, что верующие не должны соблюдать закон Божий, чтобы спастись, они делают это потому, что уже спасены. Закон Божий дан не для того, чтобы построить дорогу к небу при помощи нашего послушания или соблюдением закона. Это не источник жизни, но это средство поддержания жизни. В адвентистских кругах подчеркивается приоритет и первенство Божьей благодати. Хотя послушание и добрые дела не являются причиной спасения, они являются плодом спасения. Они проявляют любовь и составляют неотъемлемую часть жизни искупленного человека (Гал. 5:6, Еф. 2:10, 1Пет. 2:9-12). Когда ты спасен благодатью через веру, то вера сопровождается действиями любви.

В Библии закон Божий показан в очень положительном свете (Мф. 5:16-17, Ин. 14:15, Гал. 3:1, 1Кор. 7:19). Можно сочинять стихи о законе (например, шедевральный Псалом 118), петь о законе (Пс. 18) и размышлять над ним день и ночь (Пс. 1:2, Иак. 1:8), потому что он уберегает от зла и дает мудрость, понимание, здоровье, процветание и мир (Втор. 4:1-6, Прит. 2-3). Закон Божий является гарантией свободы (Быт. 2:16-17, И. Нав. 2:12). Это как забор, который создает большое пространство для жизни и предупреждает, что за пределами ждет опасность, проблемы, трудности и смерть. Нет будущего у тех, кто выходит за пределы свободы.

Закон – это зеркало (Иак. 1:23-25), в котором мы можем увидеть, насколько мы грязны и насколько нуждаемся в очищении (не следует злоупотреблять зеркалом, глядеть в него, чтобы узнать, кто самый красивый). Однако закон не может очистить (Рим. 3:20). Таким образом, он ведет нас к Христу (Гал. 3:24). Закон указывает на Иисуса, Который прощает наши грехи и изменяет жизнь (2Кор.5:17, 1 Ин. 1:7-9). Луи Берхоф называет закон и Евангелие «двумя частями Слова Божьего как средствами благодати». Закон и Евангелие всегда должны сочетаться с приоритетом Евангелия.

Эллен Г. Уайт говорит о функции Декалога: «Десять заповедей… это десять обетований» [59]. Она подчеркивает, что «голос Бога с небес» говорит «к душам, обещая»: «делайте это, и не будете подчиняться власти и контролю сатаны» [60], поэтому адвентисты седьмого дня воспринимают Декалог, как обетование Бога. Десять Заповедей – это особый Божий дар, который направляет верующих и показывает, что Он может сделать для них и в них, если они позволят Ему. Елена Уайт заявляет: «В Десяти Заповедях Бог установил законы Его Царства… Господь дал Свои святые заповеди, как защиту для Своего творения».

Закон Божий не является кнутом, чтобы наказывать, если его соблюдать, он ограничивает зло и направляет на правильный путь, точно так же, как вожжи направляют лошадь. Декалог сначала должен быть принят как обетование, а затем как постоянная заповедь, которая станет реальной в жизни. Это не просто запрет. Эллен Уайт заявляет: «Десять священных заповедей, о которых Христос говорил на горе Синай, были откровением характера Бога» [62]. Она утверждает, что Декалог – «величайшее проявление любви, которая может быть представлено человеку» [63].

Грамматически, бесконечный абсолют имеет два значения: указание или решительное обещание [64]. Отрицательное указание выражается в Декалоге частицей l’o («не») и повелением, а смысл такого выражения на иврите означает: (1) постоянный запрет, то есть заповедь или (2) будущую ситуацию, то есть, обетование [65]. Еврейский термин dabar, используемый в Пятикнижии для описания Десяти Заповедей (dabarim), не означает «заповедь», а слова. Это существительное может иметь смысл обещания, также как корень этого слова [66].

Как и Лютер, Эллен Уайт разоблачает различные формы идолопоклонства, включая худшие ложные представления о Боге: «Легко сделать кумира из заветных идей или предметов, божков из дерева или камня, как дань моде. Тысячи людей имеют ложное представление о Боге и Его атрибутах. [67] Это объяснение первых двух заповедей.

Адвентисты так же, как и Лютер понимают закон в послании к Галатам как весь закон, в том числе и Декалог [68]. Елена Уайт заявляет: «Закон был нашим учителем, который привел нас к Христу, чтобы мы могли быть оправданы верой» (Гал.3:24). В Священном Писании Святой Дух через апостола говорит о нравственном законе. Закон открывает грех и заставляет чувствовать потребность во Христе и бежать к Нему за помилованием и миром». Она добавляет: «Закон десяти заповедей не должен рассматриваться только со стороны запретов, но и со стороны милости. Его запреты являются гарантией счастья в послушании… Для послушного – это стена защиты. Мы видим в нем доброту Бога, которая, открывает людям принципы праведности, стремится оградить их от зла, которое появляется в результате преступлений» [69].

Эллен Уайт утверждает: «В этом законе нет негатива, как может показаться» [70]. Ограничения закона – только для нашего блага, чтобы иметь счастье и жизнь (Мих. 6:8, Ин. 10:10). Закон для тех, кто доверяет Богу и спасен Его благодатью через веру во Христа, он является нормой поведения. Эллен Уайт заявляет: «Закон Божий не новый. Это кодекс принципов, выражающий милосердие, доброту и любовь. Он представляет падшему человечеству характер Бога и прямо говорит о всех обязанностях человека» [71].

Место закона в новом завете удивительно – оно в самом сердце. Закон глубоко укоренен (см. От Матфея 5:21-48) и не следует рассматривать его как бремя, но как радость. Те, кто соблюдает Декалог, должны следовать его обетованиям с правильными мотивами, покоряться с чувством благодарности за то, что Бог сделал для них. Благодать не меняет закон, но наше отношение к нему действительно меняется.

Павел выступает против законничества, но не против закона Божьего (Рим.7:9-12). Он был против злоупотребления законом, а также против нарушения закона Божьего. Христос взял на Себя проклятие, наказание закона (Гал.3:13-14). Мы не находимся под осуждением закона и его требованиями к спасению, но под Божьей благодатью (Рим. 6:14-15).

Иисус Христос – telos закона (1 Кор. 10: 4), это означает, что Он центр закона, а не его завершение в смысле, что закон больше не действует. Роберт Баденас пришел к выводу, что семантическое воздействие слова telos в основном телеологическое, а не временное и справедливо утверждает, что «Христос является герменевтическим ключом, который делает понятным то, что всегда было истинным значением и целью закона» [72]. Таким образом, было бы неправильно заявлять, что Христос признал закон недействительным, заменил или отменил его. Итак, закон не приводит только к Христу, но Христос является его целью; Он дает смысл закону, и для верующих закон приобретает нормативную функцию, поскольку он защищает tertius usus legis.

Какие указания Бог бы ни давал, Он дает Своим последователям силу исполнить их. Эллен Уайт заявляет, что «все его условия выполнимы» [73]. С этой точки зрения Десять Заповедей – это фактически десять блаженств. Теология книги Иезекииля очень понятно толкует это. Иезекииль объясняет эту мысль в своем теологическом изложении в главе 36, стихи 26 и 27. Люди сами по себе не могут изменить себя. Это исключительно дело Бога. Только Он может поменять наше сердце; Он удаляет каменное сердце и заменяет его чувствительным сердцем из плоти. Мы не можем повиноваться Богу, как Иисус Навин напомнил своей аудитории: «Не возможете служить Господу» (И. Нав. 24:19). Мы можем только принять решение в Его пользу. Такова наша роль. Однако у нас нет силы для воплощения этого решения, но, когда мы вручаем свою немощность Богу, Он делает нас сильными. Он дает нам Святого Духа, который приводит нас к повиновению Ему. Павел говорит: «Когда я немощен, тогда силен» (2 Кор.12:10).

Проследите за действиями божественного «Я» в Иезкеиля 36:24-30: Бог собирает, очищает, удаляет, дает, ставит и побуждает тщательно соблюдать Его закон. Вы делаете то, что Он делает. Он отождествляет Себя с вами, и, если вы будете близки с Ним, Его дела будут вашими делами. Единство между Богом и вами будет динамичным, сильным и живым. Хорошие дела совершаются только силой Святого Духа! Ударение в этом отрывке – на Божьем деле. В буквальном переводе сказано: «Я дам вам Дух Мой, и Я сделаю, чтобы вы ходили по уставах Моих и соблюдали Мои законы, и вы будете». Таким образом, Бог говорит: «Я сделаю то, что вы сделаете! Я буду побуждать/приводить вас к повиновению!» Другими словами, Бог приказывает людям повиноваться; однако Он поможет им. Он даст им Свой Дух, чтобы выполнить это, потому что послушание исполняется только при помощи Святого Духа. Бог делает послушание реальным. Бог совершает то, что Сам повелевает. Бог всегда помогает Своим людям выполнить Его требования. Послушание – это Божий дар (а не наша заслуга или достижение), также как оправдание и спасение. Это Евангелие преимущества.

Как люди, мы можем решить делать только то, что правильно. Мы должны принять решение повиноваться Ему, но у нас нет силы реализовать наше решение и следовать за Ним [74]. Нам нужна поддержка в нашей слабости, помощь извне. Хорошая новость заключается в том, что Он дает желание (которое является ответом на Его призыв любви) и силу подчиняться (Фил.2:13). Оправдание и освящение – это Божьи дары. Все дано по Божьей милости и получено через веру. Его требования выполняются только силой Святого Духа, которая ведет к реальному и подлинному послушанию. Это не принужденное послушание, не поверхностное, но подлинное и вытекающее из благодарного сердца, наполненного Духом Божьим. Когда вы принимаете Божье Слово и Его Дух, начинается истинная духовная жизнь (Иез. 37:11-14).

Вывод

Есть большие сходства в подходах Лютера и адвентистской церкви к Декалогу. Оба сошлись в понимании применения Десяти Заповедей. Декалог дан, чтобы поддерживать, но не производить жизнь, он показывает идеал, и то, насколько далеки от него люди. Закон не имеет силы, чтобы очищать или спасать, но ведет к Иисусу Христу, Который является Спасителем. Возможно, единственное различие заключается в том, что адвентисты не подчеркивают отрицательную роль Божьего закона так, как это делает Лютер [75]. Для обеих Декалог по-прежнему играет важную роль, он показывает, как жить, находясь во Христе. Эти заповеди представляют собой Божью модель благочестивой жизни и силу Святого Духа, которая находится извне. Человек может жить в согласии с Божьими заповедями, когда принимает их, но это не дорога к небу либо же негативные указания/ требования, это Его путеводитель. Таким образом, Он правит нашей жизнью, а мы можем радоваться тому, что ходим с Господом. Однако адвентисты заходят дальше, чем Лютер, подчеркивая, что Десять Заповедей – это не просто забор, зеркало или указатель, но обетование Бога о том, что Он хочет совершить для нас и в нас, когда мы находимся в тесных отношениях с Ним. Его силою, эти десять обетований могут стать стилем жизни Божьих людей.

Иржи Москала

Литература:

  1. Семь кодексов Пятикнижия: (1) Декалог (Исход 20:1-17); (2) Завет (Исход 20: 22-23:33); (3) Ритуальный кодекс (Исход 34:10-26); (4) Жертвенный Кодекс (Лев 1-7); (5) Кодекс чистоты (Лев 11-15); (6) Кодекс Святости (Лев 17-27); (7) кодекс Второзакония (Втор. 12-26).
  2. Стивен А. Кауфман, «Структура Закона во Второзаконии», MAARAV 1, №. 2 (1978-1979 гг): 105-158; Уолтер К. Кайзер-младший, «К ветхозаветной этике» (Гранд-Рапидс, Мичиган: издательство Зондерван, 1983), 127-137.
  3. См. Эккехардт Мюллер: «Почему причина соблюдения Второзакония 5, отличается от причины, приведенной в Исходе 20», в «Интерпретации Писания: вопросы и ответы Библии», изд. Герхард Пфандль (Silver Spring, MD: Библейский научно-исследовательский институт, 2010), 169-173.
  4. Письмо от 20 марта 1528 года к У. Пиркгеймеру, человеку-гуманисту. Цитируется Джон Уорвик Монтгомери, «Самоубийство христианской теологии» (Миннеаполис, MN: Bethany Fellowship, 1970), 42.
  5. Мартин Лютер, «Работы Лютера»: церковь и служение I, т. 39, изд. Эрик Грич и Хельмут Т. Леман (Philadelphia, PA: Fortress Press, 1970), 37 (см. Примечание 16).
  6. Мартин Лютер, «Работы Лютера»: церковь и служение II, т. 40, изд. Конрад Бергендофф и Хельмут Т. Леман (Сент-Луис, Миссури: Конкордия, 1958), 308.
  7. Мартин Лютер, Работы Лютера: Лекции по посланию к Галатам, 1535: Главы 1-4, том. 26, изд. Ярослав Пеликан и Уолтер А. Хансен (Сент-Луис, Миссури: Конкордия, 1963), 364.
  8. Мартин Лютер, Работы Лютера: Проповеди по Евангелии от Иоанна: главы 1-4, том. 22, изд. Ярослав Пеликан (Сент-Луис, Миссури: Конкордия, 1957), 144.
  9. Мартин Лютер, Все сочинения доктора Мартина Лютера, том. 9 (Сент-Луис, Миссури: издательство Конкордия, n.d.), col. 802.
  10. О теологии Десяти Заповедей у Лютера см. Чарльз П. Аранд, Пускай я буду принадлежать Ему: обзор катехизиса Лютера (Сент-Луис: Конкордия, 2000); Роберт Колб, Научая детей Божьих Его учению: руководство по изучению катехизиса Лютера (Сент-Луис, Миссури: Конкордия, 2012); Альбрехт Петерс, Комментарий к катахизису Лютера, том. 1: Десять Заповедей, изд. Готфрид Зевас (Гёттинген: Ванденхойк и Рупрехт, 1990); Тимоти Дж. Венгерт, «Мартин Лютер и десять заповедей в большом катехизисе», «Течения в богословии и миссия 31», т. 2 (апрель 2004 года): 104-114; Катехизис Мартина Лютера: Формирование Веры (Миннеаполис, MN: Fortress Press, 2009).
  11. Кирси И., Большой катехизис д-ра Мартина Лютера: аннотированная публикация Лютера, 1529 (Миннеаполис, MN: Fortress Press, 2016), 292.
  12. Там же.
  13. Там же, 294.
  14. Роберт Колб и Тимоти Дж. Венгерт, «Книга согласия: Признания евангельской лютеранской церкви», перев. Чарльз Аранд, Эрик Грич, Роберт Колб и др. (Миннеаполис, MN: Augsburg Fortress Press, 2000), 428, пар. 311.
  15. Там же, 431, пар. 333.
  16. Мартин Лютер, Работы Лютера: Лекции по Бытию: Главы 1-5, том. 1, изд. Ярослав Пеликан (Сент-Луис, Миссури: Конкордия, 1958), 278-279.
  17. Мартин Лютер, Маленький катехизис Лютера (Сент-Луис, Миссури: Конкордия, 1943), 8.
  18. Там же, 5.
  19. Там же, 304.
  20. Мартин Лютер, «Большой катехизис, десять заповедей», пар. 326, перевод. Джеймс Шааф, Роберт Колб и Тимоти Дж. Венгерт, «Книга согласия: Признания евангельской лютеранской церкви», перевод. Чарльз П. Аранд (Миннеаполис, MN: Аугсбургская крепость, 2000), 430.
  21. Мартин Лютер, Работы Лютера: Лекции по Исаии: Главы 40-66, том. 17, изд. Хилтон Освальд (Сент-Луис, Миссури: Конкордия, 1972), 52.
  22. Там же, 143.
  23. Там же, 303.
  24. Лютер, «Лекции о Бытии», 147.
  25. Лютер следует за чтением Вульгаты и средневековой традиции, в которой собраны первые две заповеди, а десятая заповедь разделена на две части. Таким образом, он все еще поддерживает то же число десять.
  26. Там же, 314.
  27. Мартин Лютер, Работы Лютера: Проповеди по Евангелии от Иоанна: главы 6-8, том. 23, изд. Ярослав Пеликан и Даниэль Е. Поэлло (Сент-Луис, Миссури: Конкордия, 1959), 317.
  28. Мартин Лютер, Работы Лютера: Лекции по Бытию: главы 26-30, том. 5, изд. Ярослав Пеликан и Хельмут Т. Леманн (Сент-Луис, Миссури: Конкордия, 1968), 115.
  29. Мартин Лютер, Работы Лютера: Лекции по Бытию: Главы 31-37, том. 6, изд. Ярослав Пеликан и Хилтон К. Освальд (Сент-Луис, Миссури: Конкордия, 1970), 26.
  30. Там же, 331.
  31. Там же, 351.
  32. О дебатах о «третьем использовании Закона» (tertius usus law) в лютеранской традиции см. Брэдли Г. Грин, Завет и Заповедь: работы, послушание и верность в христианской жизни (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 2014), 60-61; также Concordia Theological Quarterly (июль-сентябрь 2005 г.), который занимается этим вопросом. Три применения морального закона (lex moralis) – это (1) политическое или гражданское использование; (2) педагогическое использование; и (3) дидактическое или нормативное использование. См. Гейтелбергский катехизис (День Господень 2-4, 32-52).
  33. Мартин Лютер, Работы Лютера: Лекции по Галатам, 1519: Главы 1-6, вып. 27, изд. Ярослав Пеликан и Уолтер А. Хансен (Сент-Луис, Миссури: Конкордия, 1964), 188.
  34. Лютер, Церковь и служение II, 328-329.
  35. Лютер, Лекции по посланию к Галатам, 1535: Главы 1-4, 139.
  36. Лютер, Лекции по посланию к Галатам, 1519: Главы 1-6, 188.
  37. Лютер, Проповеди по Евангелии от Иоанна: главы 6-8, 324.
  38. Там же, 270-271.
  39. Лютер, Лекции по посланию к Галатам, 1535: Главы 1-4, 138.
  40. Проповеди Мартина Лютера, том. 5, изд. Джон Николас Ленкер, перев. Джон Николас Ленкер и другие (Grand Rapids, MI: Baker, 1983), 190.
  41. Там же, 193.
  42. Там же, 181-182.
  43. Там же, 177.
  44. Там же, 177.
  45. Там же, 180.
  46. Там же, 187.
  47. Там же, 186.
  48. Там же, 192-193. Лютер утверждает: «Необходимо другое: вы знаете и имеете человека, именуемого Иисусом, который помогает нам, чтобы это учение о Законе могло быть установлено и совершено в вас» (там же, 193).
  49. Лютер, Церковь и служение II, 277.
  50. Лютер, Проповеди по Евангелии от Иоанна: главы 1-4, 425.
  51. Все три цитаты принадлежат Мартину Лютеру «Два вида праведности» у Дж. Дилленбергера, Мартин Лютер: «Отрывки из сочинений» (New York: Doubleday, 1962), 88-89.
  52. Фолькер Леппин, Мартин Лютер, «Связи воли», 1525 год: Издание аннотаций исследований Лютера (Миннеаполис, MN: Fortress Press, 2016).
  53. Мартин Лютер, Работы Лютера: Лекции по Бытию: Главы 45-50, том. 8, изд. Ярослав Пеликан и Уолтер А. Хансен (Сент-Луис, Миссури: Конкордия, 1966), 284.
  54. Лютер, Проповеди по Евангелии от Иоанна: главы 1-4, 38-39.
  55. Фундаментальная вера «Закон Божий» из верований адвентистов седьмого дня (Silver Spring, MD: ассоциация служителей Генеральной конференции церкви адвентистов седьмого дня, 2005 г.), 263.
  56. Чтобы понять взаимосвязь между Евангелием и Законом с точки зрения адвентизма, см. Эккехардт Мюллер, «Закон и Евангелие» (Библейский научно-исследовательский институт, н.д.), 1-27. Онлайн: adventistbiblicalresearch.org . См. Также статью Марио Велосо, «Закон Божий», в Рауль Дедерен, изд., «Справочник по теологии церкви адвентистов седьмого дня», том. 12 (Hagerstown, MD: Review and Herald, 2000), 457-492.
  57. См. Джо Энн Дэвидсон: «Декалог предшествовал горе Синай: указатели из Книги Бытие», журнал «Адвентистское богословское общество» 19, вып. 1-2 (2008): 61-81.
  58. Луи Берхоф, Систематическое богословие (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1979), 612.
  59. Эллен Г. Уайт, Рукопись 41, 1896, опубликованная в «Библейском комментарии церкви адвентистов седьмого дня», изд. Фрэнсис Д. Никол (Washington, DC: Review and Herald Pub. Assn., 1953), 1: 1105.
  60. Эллен Г. Уайт, Рукопись 89, 1898, опубликованная в «Библейском комментарии церкви адвентистов седьмого дня», изд. Фрэнсис Д. Никол (Washington, DC: Review and Herald Pub. Assn., 1953), 1: 1105.
  61. Эллен Г. Уайт, Рукопись 153, 1899, опубликованная в «Библейском комментарии церкви адвентистов седьмого дня», изд. Фрэнсис Д. Никол (Washington, DC: Review and Herald Pub. Assn., 1953), 1: 1105.
  62. Эллен Г. Уайт, Рукопись 89, 1898, 1: 1105.
  63. Там же.
  64. См. Э. Каутш, изд., Еврейская грамматика Гесениуса (Оксфорд: Кларендон, 1910), пар. 113 и 113
  65. См. Jacques B. Doukhan, Иврит для теологов: Учебник по изучению библейского иврита в контексте еврейского мышления (Lanham, MD: University Press of America, 1993), 41.
  66. Это зависит от английских версий, но см., например, dabar (обещание) как существительное (1 Царств 8:56, 1 Пар.1: 9, Неем.5: 12-13; Пс 102: 42); и dabar как глагол с тем же значением обетования (Втор 1:11, 6: 3, 9:28, Иисуса Навина 9:21, 22: 4, 23:5 и т. д.).
  67. Эллен Г. Уайт, Рукопись 3 декабря 1908 года, опубликованная в «Библейском комментарии церкви адвентистов седьмого дня», изд. Фрэнсис Д. Никол (Washington, DC: Review and Herald Pub. Assn., 1953), 1: 1105.
  68. См. вступление Дениса Фортина, «закон в послании к Галатам», в «Энциклопедии Эллен Г. Уайт», изд. Денис Фортин и Джерри Мун (Hagerstown, MD: Review and Herald Pub. Assn., 2013), 829-831. См. Также George R. Knight, From 1888 to Apostasy: Дело А. Т. Джонса (Hagerstown, MD: Review and Herald Pub. Assn., 1987), 23-27, 37-41; и Р. У. Шварц, Носители света к остатку (Mountain View, CA: Pacific Press Pub. Assn., 1979), 394-395.
  69. Эллен Г. Уайт, Рукопись 23а, 1896, опубликованная в «Библейском комментарии церкви адвентистов седьмого дня», изд. Фрэнсис Д. Никол (Washington, DC: Review and Herald Pub. Assn., 1953), 6: 1110.
  70. Эллен Г. Уайт, Рукопись 89, 1898, 1: 1105.
  71. Эллен Г. Уайт, Рукопись 88, 1897, опубликованная в «Библейском комментарии церкви адвентистов седьмого дня», изд. Фрэнсис Д. Никол (Washington, DC: Review and Herald Pub. Assn., 1953), 1: 1104, 1105.
  72. Роберт Баденас, Христос конец Закона: послание к Римлянам 10.4 в виденье Павла. Журнал по изучению Нового Завета, Дополненный выпуск 10 (Шеффилд: Университет Шеффилда, 1985), 150.
  73. Эллен Г. Уайт, Наглядные уроки Христа (Battle Creek, MI: Review and Herald Pub. Assn., 1900), 333.
  74. Например, Моисей настойчиво увещевал народ Божий: «Изберите жизнь» (Втор. 30:19); Иисус Навин призывал Израиль: «Изберите себе ныне, кому служить» (И. Нав. 24:15). Моисей умолял людей не откладывать, но решить сегодня следовать Богу (слово hayyom, означает «сегодня» или «этот день», используется 74 раза в книге Второзаконие).
  75. Адвентисты не согласны с одним конкретным моментом в интерпретации Лютером заповеди о субботе: он утверждает, что Суббота принадлежит к церемониальному закону и поддерживает воскресенье как день соблюдения этой заповеди. См., например, его следующие цитаты: «Неверно, что в Десяти Заповедях нет церемониального или судебного закона. Такие законы находятся в Декалоге, зависят от него и принадлежат ему. И чтобы сделать ударение на этом, Бог Сам ввел два церемониальных закона, а именно заповеди относительно идолопоклонства и соблюдения субботы. Мы можем показать, что эти две заповеди являются церемониальными законами, которые отменены в Новом Завете» (Лютер, Церковь и служение II, 93). Лютер в своем большом катехизисе также выражает мысли относительно заповеди о субботе и ее применении к христианам (см. там же, 310-313). Адвентисты седьмого дня разделяют Декалог по-другому: первые четыре заповеди составляют первую скрижаль и описывают вертикальные отношения с Богом, а последние шесть – вторая скрижаль – указывает на горизонтальные отношения с ближними.
image_pdfimage_print

Святе Писання
Святе Писання, що складається зі Старого та Нового Завітів, є Словом Божим письмово переданим по Божественному натхненню через святих людей Божих, які виголошували й писали його по спонуканню Святого Духа. За допомогою цього Слова Бог передав людству необхідні для спасіння знання. Біблія має безперечний авторитет і представляє непогрішиме відкриття Його волі. Вона є мірилом характеру і критерієм досвіду, вичерпним викладом доктрин і достовірним повідомленням про дії Бога в історії нашого світу.
Пс. 118:105; Прип. 30:5, 6; Іс. 8:20; Ів. 17:17; 1 Фес. 2:13; 2 Тим. 3:16, 17; Євр. 4:12;
2 Пет. 1:20, 21
Трійця
Бог єдиний. Отець, Син і Святий Дух – єдність трьох довічних Особистостей. Бог безсмертний, всемогутній, всезнаючий, всюдисущий та понад усе. Він безмежний і вище людського розуміння, однак Його можна пізнати за допомого Його відкриття про Самого Себе. Бог, Який є любов, навіки гідний поклоніння, честі і служіння всього творіння.
Бут. 1:26; Повт. 6:4; Іс. 6:8; Мф. 28:19; Ів. 3:16; 2 Кор. 1:21, 22; 13:14; Єф. 4:4-6;
1 Пет. 1:2
Бог Отець
Бог Вічний Отець є Творець, Першопричина, Вседержитель і Незалежний Правитель всього творіння.

Він справедливий і святий, милостивий і добрий, повільний на гнів і сповнений постійної любові та вірності.

Якості та сили, що проявилися в Сині та Святому Дусі також є якостями та силами Отця.
Бут. 1:1; Повт. 4:35; Пс. 109:1, 4; Ів. 3:16; 14:9; 1 Кор. 15:28; 1 Тим. 1:17; 1 Ів. 4:8; Об'яв. 4:11
Бог Син
Бог Вічний Син з’явився втіленим в Ісусі Христі. Через Нього все було створено, дякуючи Йому був відкритий характер Бога, завдяки Йому здійснилося спасіння людства і через Нього відбувається суд над нашим світом. Будучи навіки істинним Богом, Він став також справжньою людиною, Ісусом Христом. Він був зачатий Святим Духом і народжений дівою Марією. Він жив і переносив спокуси як людина, проте явив Собою досконалий приклад праведності і любові Божої. Вчинені Ним чудеса були проявом сили Божої і свідченням того, що Він був дійсно Богом – обіцяним Месією. Він добровільно постраждав і помер на хресті за наші гріхи, зайнявши наше місце. Воскрешений з мертвих, Він вознісся на небо, щоб заради нас здійснювати служіння в небесному святилищі. Він знову прийде в цей світ у славі для остаточного визволення Свого народу і для того, щоб відновити все знову.
Іс. 53:4-6; Дан. 9:25-27; Лк. 1:35; Ів. 1:1-3, 14; 5:22; 10:30; 14:1-3, 9, 13; Рим. 6:23;
1 Кор. 15:3, 4; 2 Кор. 3:18; 5:17-19; Флп. 2:5-11; Кол. 1:15-19; Євр. 2:9-18; 8:1, 2
Бог Дух Святий
Бог Вічний Дух Святий діяв разом з Отцем і Сином при створенні, втіленні та спокуті. Він – така ж Особистість, як Отець і Син. Він надихав письменників Біблії. Він наповнив силою життя Христа. Він привертає і переконує людей; і тих, хто відгукується, Він оновлює і відтворює в них образ Божий. Посланий Отцем і Сином, щоб завжди бути з Його дітьми, Він наділяє Церкву духовними дарами, дає їй силу в її свідоцтві про Христа і в згоді зі Святим Писанням наставляє її на всяку істину.
Бут. 1:1, 2; 2 Цар. 23:2; Пс. 50:12; Іс. 61:1; Лк. 1:35; 4:18; Ів. 14:16-18, 26; 15:26;
16:7-13; Дії 1:8; 5:3; 10:38; Рим. 5:5; 1 Кор. 12:7-11; 2 Кор. 3:18; 2 Пет. 1:21
Створення світу
Бог в Писанні достовірно представив хронологію Своєї творчої діяльності. Протягом недавніх шести днів творіння Господь створив «небо і землю, море і все, що в них», а сьомого дня «спочив». Таким чином, Господь встановив Суботу як вічний пам’ятник Його праці, здійсненої і завершеної протягом шести буквальних днів, які разом з Суботою утворили той тиждень, що нам відомий сьогодні. Перші чоловік і жінка були створені за образом Божим, як вінець творіння, отримавши право володіння світом і обов’язок піклуватися про нього. Світ, при завершенні свого створення, як сказано в Біблії, був «вельми добрий», і його досконалість проголошувала славу Божу.
Бут. 1-2, 5, 11; Вих. 20:8-11; Пс. 18:2-7; 32:6, 9; 103; Іс. 45:12; Дії. 17:24; Кол. 1:16; Євр. 1:2; 11:3; Об'яв. 10:6; 14:7
Природа людини
Чоловік і жінка були створені за образом і подобою Божою як істоти, наділені індивідуальністю, силою і свободою мислити і діяти. Людина, за задумом Божим, – це нерозривна єдність тіла, душі і духу. Але хоча люди і були створені як вільні істоти, їх життя залежало від Бога. Однак, не послухавши Бога, наші прабатьки таким чином відмовилися визнати свою залежність від Нього і втратили своє високе положення. Образ Божий в них спотворився, і вони стали схильні до смерті. Їхні нащадки успадковують гріховну природу з усіма витікаючими з цього наслідками. Вони народжуються зі слабкостями і схильностями до зла. Але Бог у Христі примирив із Собою світ і Духом Своїм відновлює в смертних, що каються образ Творця. Створені для слави Божої, ми покликані любити Його, один одного і світ, що оточує нас.
Бут. 1:26-28; 2:7, 15; 3; Пс. 8:5-9; 50:6, 11; 57:4; Єрем. 17:9; Дії. 17:24-28; Рим. 5:12-17; 2 Кор. 5:19, 20; Єф. 2:3; 1 Фес. 5:23; 1 Ів. 3:4; 4:7, 8, 11, 20
Велика боротьба
Все людство залучено в велику боротьбу між Христом і сатаною. Вона розпочалась на небі в зв’язку з тим, що був поставлений під сумнів характер Бога, Його закон і справедливість Божого правління у всесвіті. Один зі створених ангелів, наділений свободою вибору, в своєму самозвеличенні став сатаною, противником Бога. Це призвело до повстання частини ангелів. Сатана викликав дух спротиву Богові в нашому світі, коли втягнув Адама і Єву в гріх. В результаті цього гріха, скоєного людьми, образ Божий став спотвореним в людстві. З цієї ж причини створений світ втратив свій порядок і був спустошений під час всесвітнього потопу, про що свідчить представлена ​​в Бут. 1-11 хронологія. На очах у всього творіння цей світ перетворився на арену світової боротьби, в результаті якої люблячий Бог буде затверджений в Своїх правах. Христос посилає Святого Духа і вірних ангелів, щоб вони допомагали народу Божому в цій великій боротьбі, направляли, захищали і зміцнювали його на шляху, що веде до спасіння.
Бут. 3; 6-8; Йов 1:6-12; Іс. 14:12-14; Єзек. 28:12-18; Рим. 1:19-32; 3:4; 5:12-21; 8:19-22; 1 Кор. 4:9; Євр. 1:14; 1 Петр. 5:8; 2 Петр. 3:6; Об'яв. 12:4-9
Життя, смерть і воскресіння Христа
Життя Христа проходило в досконалому послузі волі Божій. Його страждання, смерть і воскресіння – це єдино можливий шлях спокути скоєних людьми гріхів. Кожен, що приймає вірою це примирення з Богом, має вічне життя. Все творіння може краще осягнути нескінченну і святу любов Творця. Це досконале примирення виправдовує справедливість Божого Закону і милосердя характеру Творця. Так відбувається засудження наших гріхів і забезпечується наше прощення. Смерть Христа є замісною, спокутною, примиряючою і перетворюючою. Воскресіння Христа у плоті є знаком перемоги Бога над силами зла, і для приймаючих це примирення, служить свідченням їхньої перемоги над гріхом і смертю. Воскресіння проголошує панування Ісуса Христа, перед Яким схилиться кожне коліно на небі і на землі.
Бут. 3:15; Пс. 22:1; Іс. 53; Ів. 3:16; 14:30; Рим. 1:4; 3:25; 4:25; 8:3, 4; 1 Кор. 15:3, 4,
20-22; 2 Кор. 5:14, 15, 19-21; Флп. 2:6-11; Кол. 2:15; 1 Петр. 2:21, 22; 1 Ів. 2:2; 4:10
Спасіння у Христі
За нескінченної любові і милості Бог учинив так, що Христос, який не знав гріха, став гріхом заради нас, щоб в Ньому ми стали праведними перед Богом. Під впливом Святого Духа ми усвідомлюємо нашу потребу в Спасителі, визнаємо нашу гріховність, каємося в наших злочинах і вірою приймаємо Ісуса як Спасителя і Господа, як Того, Хто зайняв наше місце на хресті і залишив нам приклад. Ця спасаюча віра приходить до нас від Божественної сили Його Слова і є даром Божої благодаті. Завдяки Христу Бог виправдовує і приймає нас як Своїх синів та дочок і позбавляє від панування гріха. Дія Духа Святого створює в нас відродження і освячення. Дух оновлює наш розум, записує в наших серцях Божий закон любові і дає нам силу жити святим життям. Перебуваючи в Ньому, ми стаємо причасниками Божественної природи і отримуємо впевненість у спасінні як тепер, так і на суді.
Бут. 3:15; Іс. 45:22; 53; Єрем. 31:31-34; Єзек. 33:11; 36:25-27; Авв. 2:4; Мк. 9:23, 24; Ів. 3:3-8, 16; 16:8; Рим. 3:21-26; 8:1-4, 14-17; 5:6-10; 10:17; 12:2; 2 Кор. 5:17-21; Гал. 1:4; 3:13, 14, 26; 4:4-7; Єф. 2:4-10; Кол. 1:13, 14; Тит 3:3-7; Євр. 8:7-12; 1 Пет. 1:23; 2:21, 22; 2 Пет. 1:3, 4; Об'яв. 13:8
Зростання у Христі
Прийнявши смерть на хресті, Ісус здобув перемогу над силами зла. Він, Який переміг злих духів під час Свого земного служіння, зруйнував їх владу і зробив неминучою їх остаточну загибель. Перемога Ісуса забезпечує і нам перемогу над цими силами, які все ще прагнуть управляти нами, в той час як ми ходимо перед Ним в мирі, радості і впевненості в любові Божої. Зараз Святий Дух перебуває в нас і наділяє нас силою. В постійної прихильності Ісусу, нашому Спасителю і Господу, ми звільнені від тягаря минулих вчинків. Ми більше не перебуваємо в темряві, страху перед силами зла, невігластві та безцільності, які супроводжували наше колишнє життя. Здобувши цю нову свободу в Христі, ми покликані розвинути свій характер в подобі Його характеру, спілкуючись з Ним щодня в молитві, насичуючись Його Словом, розмірковуючи над Ним і Його Промислом, віддаючи Йому хвалу, збираючись на спільні богослужіння та беручи участь в здійсненні місії Церкви. Ми також покликані наслідувати приклад Христа, здійснюючи співчутливе служіння заради задоволення фізичних, інтелектуальних, соціальних, емоційних і духовних потреб людей. Коли ми віддаємо нашу любов оточуючим і свідчимо про спасіння в Христі, постійна присутність Божа через Духа Святого перетворює кожну хвилину нашого життя і кожну справу в духовний досвід.
1 Пар. 29:11; Пс. 1:1, 2; 22:4; 76:12, 13; Мф. 20:25-28; 25; 1:31-46; Лк. 10:17-20; Ів. 20:21; Рим. 8:38, 39; 2 Кор. 3:17, 18; Гал. 5:22-25; Єф. 5:19, 20; 6:12-18; Флп. 3:7-14; Кол. 1:13, 14; 2:6, 14, 15; 1 Фес. 5:16-18, 23; Євр. 10:25; Як. 1:27; 2 Пет. 2:9; 3:18; 1 Ів. 4:4
Церква
Церква є спільнота віруючих, які визнають Ісуса Христа своїм Господом і Спасителем. Як і народ Божий в старозавітні часи, ми покликані зі світу, ми об’єднуємося для богослужіння, для спілкування, для вивчення Слова Божого, для святкування Вечері Господньої, для служіння всьому людству і для проголошення Благої вісті в усьому світі. Свою духовну владу Церква отримала безпосередньо від Христа, Який є втілене Слово, відкрите в Писанні. Церква – це Божа родина, і члени її, усиновлені Богом, живуть на підставі укладеного з Ним нового завіту. Церква – це тіло Христове, суспільство людей, об’єднаних вірою, і глава цього тіла Сам Христос. Церква – це наречена, заради якої Христос помер, щоб освятити і очистити її. При Його урочистому поверненні вона постане перед Ним як славна Церква, яка зберегла вірність в усі віки, відкуплена Його кров’ю та не має ні плями, ні вади – свята і бездоганна.
Бут. 12:1-3; Вих. 19:3-7; Мф. 16:13-20; 18:18; 28:19, 20; Дії. 2:38-42; 7:38; 1 Кор. 1:2;
Єф. 1:22, 23; 2:19-22; 3:8-11; 5:23-27; Кол. 1:17, 18; 1 Пет. 2:9
Церква Останку та її місія
Вселенська Церква складається з тих, хто істинно вірить в Христа. Але в останні дні, під час загального боговідступництва, Бог покликав Церкву Останку до дотримання заповідей Божих і збереження віри в Ісуса. Церква Останку проголошує настання години суду, сповіщає спасіння через Христа і проповідує наближення Його Другого пришестя.

Ця місія проголошення істини символічно представлена трьома ангелами в 14 розділі книги Об’явлення. За часом ця місія збігається з судом, який відбувається на небесах, і результатом її є покаяння і виправлення людей. Кожен віруючий покликаний особисто брати участь в цьому загальному свідоцтві.
Дан. 7:9-14; Іс. 1:9; 11:11; Єрем. 23:3; Мих. 2:12; 2 Кор. 5:10; 1 Пет. 1:16-19; 4:17; 2 Пет. 3:10-14; Юд. 3, 14; Об'яв. 12:17; 14:6-12; 18:1-4
Єдність в Тілі Христовому
Церква – це єдине Тіло послідовників Христа, покликаних із всякого народу, племені та язика. В Христі ми стаємо новим творінням. Серед нас не повинно бути відмінності незалежно від раси, культури, освіти, національності, статі, соціального і майнового стану. Ми всі рівні в Христі, Який за допомогою єдиного Духа об’єднав нас між собою і привернув до Себе. Ми повинні служити і приймати служіння неупереджено і з чистим серцем.
Завдяки відкриттю, яке нам дав Ісус Христос у Святому Письмі, ми маємо одну і ту ж віру і надію, одне і те ж прагнення служити всьому людству. Джерелом такої єдності є триєдиний Бог, Який прийняв нас як Своїх дітей.
Пс. 132:1; Мф. 28:19, 20; Ів. 17:20-23; Дії. 17:26, 27; Рим. 12:4, 5; 1 Кор. 12:12-14;
2 Кор. 5:16, 17; Гал. 3:27-29; Єф. 2:13-16; 4:3-6, 11-16; Кол. 3:10-15
Хрещення
Хрещення – це Боже повеління, за допомогою якого ми сповідуємо свою віру в смерть і воскресіння Ісуса Христа, а також свідчимо, що ми померли для гріха і тепер прагнемо до оновленого життя. Таким чином, ми визнаємо Христа Господом і Спасителем і стаємо частиною Його народу після прийняття в члени Його Церкви. Хрещення – це символ нашої єдності з Христом, прощення гріхів і прийняття Духа Святого.

Хрещення здійснюється зануренням у воду, і до нього допускаються ті, хто має віру в Ісуса і засвідчив про каяття в гріхах. Хрещенню передують вивчення Святого Писання і прийняття його вчення.
Мф. 28:19, 20; Дії. 2:38; 16:30-33; 22:16; Рим. 6:1-6; Гал. 3:27; Кол. 2:12, 13
Вечеря Господня
Вечеря Господня – це спільне прийняття символів тіла і крові Ісуса як наочне підтвердження віри в Нього, нашого Господа і Спасителя. При здійсненні цього обряду присутній Сам Христос, який спілкується зі Своїм народом і зміцнює його сили. Беручи участь у Вечері, ми з радістю сповіщаємо спокутну смерть Господа і Його повернення у славі. Готуючись до Вечері, віруючі досліджують своє серце, сповідують свої гріхи і каються в них. Перед прийняттям символів відбувається служіння ногоомиття, встановлене нашим Божественним Учителем як символ оновлення, очищення і як вираз готовності служити одне одному в християнському смиренні, а також для того, щоб сприяти об’єднанню сердець в любові. Служіння Вечері відкрито для участі в ньому всіх віруючих християн.
Мф. 26:17-30; Ів. 6:48-63; 13:1-17; 1 Кор. 10:16, 17; 11:23-30; Об'яв. 3:20
Духовні дари та духовне служіння
Впродовж всіх віків Бог наділяв усіх членів Своєї Церкви духовними дарами, які кожен повинен використовувати на благо Церкви і людства. Цими дарами Святий Дух наділяє кожного члена Церкви по Своїй волі. Таким чином, Церква стає здатною виконати дане їй Богом призначення. Відповідно до Писання, до духовних дарів відносяться віра, дар зцілення, дар пророцтва, дар проповіді, учительський дар, дар управління, дар примирення, дар співчуття, дар милосердя та самовідданого служіння ближнім з метою підтримати і підбадьорити їх.

Деякі члени Церкви покликані Богом і наділені дарами Святого Духа, щоб працювати в Церкві як пастори, євангелисти і вчителі. Їх робота особливо необхідна для підготовки членів Церкви до служіння, для досягнення Церквою духовної зрілості і для забезпечення єдності у вірі і пізнанні Бога. Коли члени Церкви використовують ці духовні дари як вірні служителі всілякої Божої благодаті, Церква захищена від руйнівного впливу єретичних вчень, зростає в Бозі та зміцнюється у вірі і любові.
Дії. 6:1-7; Рим. 12:4-8; 1 Кор. 12:7-11, 27, 28; Єф. 4:8, 11-16; 1 Тим. 3:1-13; 1 Пет. 4:10, 11
Дар пророцтва
Святе Писання свідчить, що пророцтво – один з дарів Святого Духа. Цей дар є відмінною ознакою Церкви Остатку, і ми віримо, що він проявився в служінні Еллен Уайт.

Її праці являються пророчим авторитетом і служать для Церкви потіхою, керівництвом, настановою і викриттям. В цих працях також чітко визначено, що Біблія є мірилом для будь-якого вчення і досвіду.
Мф. 26:17-30; Ів. 6:48-63; 13:1-17; 1 Кор. 10:16, 17; 11:23-30; Об'яв. 3:20
Закон Божий
Великі принципи Закону Божого викладені в Десяти Заповідях і явлені в житті Ісуса Христа. В них відображена Божа любов, Його воля і наміри в питаннях поведінки людини і її взаємин з Богом і ближніми. Вони обов’язкові для людей всіх часів. Ці постанови лежать в основі Божого завіту з Його народом. Це вище мірило праведності на суді Божому. Завдяки впливу Духа Святого заповіді призводять до пізнання гріха і пробуджують усвідомлення потреби в Спасителі. Спасіння – це дар благодаті, його неможливо заслужити ділами, але спасенна людина слухняна заповідям. У цій слухняності вдосконалюється християнський характер, і її результатом буде мир з Богом. Вона говорить про любов до Господа і нашу турботу про ближніх. Послух через віру доводить, що Христос має силу перетворити наше життя, і служить справі благовістя.
Вих. 20:1-17; Повт. 28:1-14; Пс. 18:8-15; 39:8, 9; Мф. 5:17-20; 22:36-40; Ів. 14:15; 15:7-10; Рим. 8:3, 4; Єф. 2:8-10; Євр. 8:8-10; 1 Ів. 2:3; 5:3; Об'яв. 12:17; 14:12
Субота
Блаженний Творець після шести днів творіння світу спочивав в сьомий день і встановив суботній спокій для всіх людей як пам’ятник творіння. Четверта заповідь незмінного Закону Божого вимагає дотримання сьомого дня, суботи, як дня спокою, дня особливого поклоніння і служіння відповідно до вчення і прикладу Ісуса Христа – Господа суботи.

Субота – це день радісного спілкування з Богом і один з одним. Це символ нашого спасіння у Христі, знак нашого освячення, нашої вірності та передчуття нашого вічного майбутнього життя в Царстві Божому. Субота – це постійний Божий символ вічного завіту між Ним і Його народом. Радісне проведення цього святого часу від вечора до вечора, від заходу до заходу є урочистий спогад звершеного Богом творіння і викуплення.
Бут. 2:1-3; Вих. 20:8-11; 31:13-17; Лев. 23:32; Повт. 5:12-15; Іс. 56:5, 6; 58:13, 14;
Єз. 20:12, 20; Мф. 12:1-12; Мк. 1:32; Лк. 4:16; Євр. 4:1-11
Смерть і воскресіння
Відплата за гріх – смерть. Але Бог, єдиний, що має безсмертя, дарує вічне життя Своїм викупленим. До дня Другого пришестя смерть для всіх людей – це стан небуття.

Коли ж Христос – Життя наше – з’явиться, то воскреслі та ті, що залишилися живими, праведники відтвореними і прославленими будуть піднесені назустріч своєму Господу. Друге воскресіння, воскресіння нечестивих, відбудеться тисячу років потому.
Йов 19:25-27; Пс. 145:3, 4; Еккл. 9:5, 6, 10; Дан. 12:2, 13; Іс. 25:8; Ів. 5:28, 29; 11:11-14; Рим. 6:23; 16; 1 Кор. 15:51-54; Кол. 3:4; 1 Фес. 4:13-17; 1 Тим. 6:15; Об'яв. 20:1-10
Тисячолітнє Царство та знищення гріха
Тисячолітнє Царство – це проміжний період між першим і другим воскресіннями, коли Христос і Його викуплені святі знаходяться на небі. Протягом цього часу відбувається суд над тими, хто помер, не розкаявшись у своїх гріхах. На землі в цей час не буде жодної живої людини, але буде тільки сатана зі своїми ангелами. Після закінчення цього тисячолітнього періоду Христос зі Своїми святими і Святе Місто зійдуть на землю. Тоді будуть воскрешені і всі нечестиві, які під проводом сатани і його ангелів підуть війною на Боже Місто і зберуться навколо Нього. Але зійде від Бога вогонь, який знищить це воїнство і очистить землю. Таким чином, гріх і грішники назавжди зникнуть з всесвіту.
Єр. 4:23-26; Єз. 28:18, 19; Мал. 4:1; 1 Кор. 6:2, 3; Об'яв. 20; 21:1-5
Нова Земля
На Новій Землі, де пануватиме праведність, Бог влаштує вічну оселю для викуплених. Серед створеної Ним досконалої природи вони будуть вічно жити в радості і любові, зростаючи в пізнанні Бога і Його творіння. Сам Господь буде там жити разом зі Своїм народом, і ніколи вже не буде ні страждань, ні смерті.

Велика боротьба закінчиться, а з її закінченням назавжди зникне гріх. Усе, що існує – жива і нежива природа – буде свідчити, що Бог є любов, і Він буде панувати на віки віків. Амінь.
Іс. 35; 65:17-25; Мф. 5:5; 2 Пет. 3:13; Об'яв. 11:15; 21:1-7; 22:1-5
Довірене управління
Ми – управителі Божі. Він довірив нам мудро розпоряджатися часом і можливостями, здібностями і майном, благословеннями землі і її дарами. Ми відповідальні перед Богом за правильне використання всіх цих дарів. Наше визнання Бога Владикою всього ми висловлюємо у вірному служінні Йому і ближнім, а також в добровільному
Бут. 1:26-28; 2:15; 1 Пар. 29:14; Агг. 1:3-11; Мал. 3:8-12; Мф. 23:23; Рим. 15:26, 27;
1 Кор. 9:9-14; 2 Кор. 8:1-15; 9:7
поверненні десятини і пожертвувань для проголошення Євангелія і для підтримки і зростання Його Церкви. Бог надав нам особливу честь, давши нам право розпоряджатися всім довіреним, щоб виховати нас в любові і привести до перемоги над егоїзмом і жадібністю. Управителі Божі відчувають радість, коли в результаті їх вірності інші люди отримують благословення.
Довірене управління
Ми покликані бути благочестивими людьми, чиї думки, почуття і дії знаходяться у відповідності з біблійними принципами у всіх аспектах особистого та суспільного життя. Щоб дати можливість Святому Духу відтворити в нас характер нашого Господа, ми прагнемо лише до того, що може принести в нашому житті християнську чистоту, здоров’я і радість. Це означає, що наші задоволення і розваги повинні відповідати високим критеріям християнського смаку і краси. Визнаючи наявність особливостей у різних культурах, ми, проте, вважаємо, що наш одяг має бути простим, скромним і охайним, відповідний тим, чия справжня краса полягає не в зовнішніх прикрасах, а в нетлінні лагідного й спокійного духу. Це також означає, що оскільки наші тіла є храмом Святого Духа, ми не повинні нехтувати турботою про них. Нам необхідні фізичні вправи, відпочинок і, по можливості, здорова їжа. Ми повинні утримуватися від нечистої їжі, зазначеної в Писанні. Так як вживання алкогольних напоїв, тютюну, наркотиків і зловживання ліками шкодять нашому організму, нам слід і від цього утримуватися. Нам потрібно прагнути тільки до того, що допоможе нам привести наші думки і все наше єство в послух Христові, Який бажає, щоб ми були здорові, радісні і щасливі.
Бут. 7:2; Вих. 20:15; Лев. 11:1-47; Пс. 105:3; Рим. 12:1, 2; 1 Кор. 6:19, 20; 10:31;
2 Кор. 6:14-7:1; 10:5; Єф. 5:1-21; Флп. 2:4; 4:8; 1 Тим. 2:9, 10; Тит. 2:11, 12; 1 Пет. 3:1-4;
1 Ів. 2:6; 3 Ів. 2
Шлюб та сім'я
Шлюб, спочатку встановлений Богом в Едемі, є, згідно з вченням Христа, довічним союзом чоловіка і жінки для спільного життя і любові. Шлюб повинен укладатися лише між чоловіком і жінкою, які поділяють спільну віру. Укладаючи шлюб, християни покладають на себе зобов’язання не тільки один перед одним, а й перед Богом. Взаємна любов, повага, увага і відповідальність є основою християнських шлюбних відносин, відображаючи любов, святість, близькість і міцність відносин між Христом і Його Церквою. Щодо розлучення Христос сказав: «Хто дружину відпустить свою, крім провини перелюбу, … і хто візьме шлюб з розлученою, той чинить перелюб». Хоча життя деяких сімей може виявитися далеко не ідеальним, чоловік і жінка, що повністю присвячують себе в шлюбі один одному у Христі, можуть досягти тісного єднання в любові, якщо вони довіряються керівництву Духа і повчанням Церкви. Бог благословляє сім’ю і бажає, щоб всі в ній допомагали один одному в досягненні духовної зрілості. Прагнення до згуртованості сім’ї – один з характерних ознак заключної вестки Євангелія. Батьки повинні виховувати дітей в любові і послуху Господу. Своїм словом і особистим прикладом батьки повинні вчити дітей, що Христос – це люблячий, ніжний і турботливий Наставник, який хоче, щоб усі вони стали членами Його Церкви, членами сім’ї Божої, що включає в себе як самотніх, так і сімейних людей.
Бут. 2:18-25; Вих. 20:12; Повт. 6:5-9; Прип. 22:6; Мал. 4:5, 6; Мф. 5:31, 32; 19:3-9, 12;
Мк. 10:11, 12; Ів. 2:1-11; 1 Кор. 7:7, 10, 11; 2 Кор. 6:14; Єф. 5:21-33; 6:1-4
Служіння Христа в небесному святилищі
На небі знаходиться святилище, справжня скинія, що її збудував був Господь, а не людина. Там Христос заради нас звершує Своє заступницьке служіння. Його служіння дає кожному віруючому можливість спасіння через прийняття Його спокутної жертви, яку Він одного разу приніс на хресті за всіх нас. Після Свого вознесіння Він став нашим великим Первосвящеником і почав Своє заступницьке служіння, що символізувалося служінням первосвященика в Святій частині земного святилища. У 1844 році, після закінчення пророчого періоду в 2300 днів, розпочалася друга і остання частина Його спокутного служіння, що символізувалося служінням первосвященика в Святому Святих земного святилища. В цей час на небі розпочався слідчий суд – перша стадія остаточного знищення всіх гріхів, прообразом якої було очищення стародавнього єврейського святилища в День викуплення. У тому старозавітному служінні святилище символічно очищалося кров’ю жертовних тварин, небесне ж святилище очищається досконалою жертвою, якою є кров Ісуса. Мешканці неба завдяки слідчому суду бачать серед померлих на землі тих, хто спочив у Христі і тому гідний брати участь в першому воскресінні. На цьому суді також стає зрозуміло, хто з тих, що ще живуть на землі перебуває у Христі, дотримуючись Божих заповідей, вірячи в Ісуса, покладаючись на Нього в справі спасіння, і хто, отже, гідний життя в Його вічному Царстві. Цей суд підтверджує справедливість Бога, Який спасає тих, хто вірить в Ісуса. Суд проголошує, що ті, хто зберегли вірність Богу, увійдуть до Царства Небесного. Коли ж це служіння Христа завершиться, закінчиться і відведений для людей час випробування перед Другим пришестям.
Бут. 2:18-25; Вих. 20:12; Повт. 6:5-9; Прип. 22:6; Мал. 4:5, 6; Мф. 5:31, 32; 19:3-9, 12;
Мк. 10:11, 12; Ів. 2:1-11; 1 Кор. 7:7, 10, 11; 2 Кор. 6:14; Єф. 5:21-33; 6:1-4
Друге пришестя Христа
Друге пришестя Христа – це блаженне сподівання Церкви і величне завершення справи Божої на землі. Пришестя Спасителя буде буквальним, особистим, видимим і одночасним для всього світу. При Його поверненні праведники, що до цього часу померли, будуть воскрешені і одночасно з живими праведниками будуть прославлені і піднесені на небо. Безбожні ж в цей момент помруть. Майже повне виконання найважливіших пророцтв, що послідовно розкривають історію світу, свідчить про швидке пришестя Христа. Час цієї події не відкрито, і тому ми повинні бути готові до неї в будь-який момент.
Мф. 24; Мк. 13; Лк. 21; Ів. 14:1-3; Дії. 1:9-11; 1 Кор. 15:51-54; 1 Сол. 4:13-18; 5:1-6;
2 Сол. 1:7-10; 2:8; 2 Тим. 3:1-5; Тит. 2:13; Євр. 9:28; Об'яв. 1:7; 14:14-20; 19:11-21