Понимание Святого Духа в ранней христианской Церкви в 1-2 в.в.

Понимание Святого Духа в ранней христианской Церкви в 1-2 в.в.

Одной из самых непростых тем в богословии протестантизма, да и, пожалуй, всего христианского мира, является тема Личности Святого Духа. Этот вопрос, на протяжении всей истории Церкви, вызывал огромное внимание. Множество дебатов и споров, показывает насколько этот вопрос является не простым. 

Возможно это связано с тем, как Святой Дух представлен в Священном Писании. Ведь в нем Он представлен довольно многогранно и неоднозначно. 

К примеру, в одном месте Он назван Силой, исходящей от Бога Отца. В другом месте описан как Тот, Кто веет над Землей. Зачастую Его представляют, как Силу, исходящую от Бога, или просто проявление Божьего естества.  Возможно, это и является поводом для такого многообразия позиций по поводу Его естества. 

Так же часто, рассматривая Святого Духа в Писании, исследователи обращают внимание на то, что упоминание о Нем идет в контексте деяний Бога Отца или Сына. Они обращают внимание на то, что Он идет, как бы позади Их. 

«Сами древние авторы говорили больше о проявлении Духа Святого в мире, нежели о внутритроичных отношениях, и эта сторона остается зачастую без должного внимания со стороны исследователей». Основываясь на этом, они делают выводы о менее значимом или второстепенном, а значит не божественном естестве Духа. Но может ли очередность или разница в функционале утверждать о статусе?! 

Комментарий АСД пишет по этому поводу вот что: «Тот факт, что откровение о Святом Духе как о третьей Личности Божества дано после откровения о Сыне и Отце, не означает, что Он менее важен или что Он участвует в спасительной деятельности только с того времени, как было дано откровение о Нем. В действительности правильное понимание единого христианского Бога и Его личностной множественности требует внимательного рассмотрения библейского учения о Боге Святом Духе.»  То-есть это лишь повод для более глубокого рассмотрения этого вопроса.

Особый шквал критики эта доктрина выдерживает в период либерализма в 16-18 в.в. В этот период в Церкви это учение подвергается жесткой критики со стороны всего богословского общества. Спустя небольшое время, почти во всех деноминациях, к Святому Духу стали относится просто как к Силе. 

Что касается учения о Духе Святом, то оно не слишком было развито в первые века. Как повествует автор книги «Учение о Святом Духе», это учение не было четко сформулированное, так как не было повода его обосновывать: «Как известно, любое догматическое учение получает наиболее полное выражение тогда, когда оказывается перед лицом определенных вызовов, бросаемых той или иной исторической эпохой. И учение о Святом Духе в данном случае не исключение. Сложилось оно в эпоху догматического становления 4-5 вв. Следует сразу же признать, что, по мнению многих исследователей, систематического учения о Святом Духе в Ранней Церкви разработано не было». 

Это не значит, что им не было что сказать, что, якобы они не имели представления об этом вопросе. По-моему, они считали это само собой разумеющим и не имели представления, зачем это вообще объяснять.

С другой стороны, «при более внимательном рассмотрении дошедшего до нас материала нетрудно заметить, что учение о Боге Святом Духе в творениях древнецерковных авторов, и особенно апологетов высвечено достаточно рельефно и достаточно сильно для того, чтобы увидеть, сколь важно оно было для христиан II века.» 

Конечно, состояние проработанности богословия Святого Духа не вполне было удовлетворительным, особенно для сегодняшнего скептического мира, все подвергающего сомнению. 

Даже к IV веку блаженный Иероним, намереваясь писать сочинение о Святом Духе, просматривал труды своих предшественников и остался о них невысокого мнения: «читал я когда-то чьи-то книжки о Духе Святом, и, как выражается комик (Тернций), из греческого добра видел латинскую дрянь. Ничего там нет доказательного, ничего твердого и продуманного, что даже невольно влекло бы читателя к согласию, но все вяло, слабо, приглажено, прикрашено и подмазано оттуда и отсюда подысканными красками».

Для Ранней же Церкви Святой Дух был реален. Его проявления они видели повсюду. Для них Он был «реально действующей силой, исполнением обетования Спасителя (Ин.14:26, 15:26)». Другой автор писал: «не было необходимости особым образом писать и учить о Том, Который реально присутствовал в христианских общинах, просвещая и давая силу быть всегда готовыми «всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет.3:15)». 

Только в последствии, когда появляются разные учения против Святого Духа, Церковь начинает, уже в ответ на вызов, сформировывать позицию. Таким вызовом был Арий, священник Александрии, который утверждал, что Иисус был сотворен, а значит, не может быть полноценным Богом, а Святой Дух лишь, исходящая от Отца и Сына. Но это уже совсем другая история. А мы лишь ставим цель бросить обзорный взгляд на христианское сообщество, на этапе его зарождения.

Сегодня в современном христианском мире очень значимое и видное место занимает Личность Святого Духа. К примеру многие харизматические движения сегодня практикуют такую практику как «говорение на иных языках». В это они видят явное проявление присутствия и излития Святого Духа. Подобное проявление Святого Духа является основной и центральной практикой в их духовном опыте. 

Если взять во внимание масштабность данного христианского течения, то становится ясно, насколько распространена в мире данная практика. На сегодня данное действие практикуется миллионами верующих во всем мире. В связи с этим, к Личности Святого Духа приковано всеобщее внимание. 

С другой стороны, остальная часть христианского сообщества во все времена ожидала и ожидает сегодня излития Святого Духа, в менее харизматичном проявлении. Это ожидание свойственно не только Церкви АСД, в веропонимании которой есть ожидание как раннего, так и позднего излития Святого Духа. Но оно есть во всех христианских деноминациях. 

Кстати, что касается адвентизма, то в среде данной деноминации в последнее время набирает оборот антитринитарий. Данное, хоть и неофициальное движение, отвергает понимание Святого Духа как Личность, Его Божественный статус, и вообще понятие Торицы. Поэтому эта тема особенно важна и актуальна в Церкви АСД. 

И третье. Данное всеобщее ожидание излития Святого Духа основано на целом ряде обетований из Священного Писания, а также на обещании Самого Иисуса Христа: «И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.» (Деян.1:4,5).

Поэтому данная тема является всеобще актуальной в христианском контексте и имеет повышенный интерес среди искренне верующих. И поэтому заслуживает особого внимания и разъяснения. 

В своем исследовании я не ставлю цель проследить историю этого вопроса на протяжении всей истории христианской Церкви. Но хочу увидеть, какое понимание этого вопроса было в ранней христианской Церкви. Именно начиная со Христа и Его учеников, и до отцов Церкви, первых двух столетий.

Делаю это потому, что именно они отражают более достоверное, не нагромождённое преданиями и предрассудками понимание библейской истины. Именно в этот период жили Христос, Его ученики. В нем жили и создавали свои писания ранние отцы Церкви. Поэтом именно этот период наиболее ценен, чтобы установить достоверность по данному вопросу.

ГЛАВА 1 РАННЕХРИСТИАНСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

1.1 ПОСЛАНИЯ КЛИМЕНТА РИМСКОГО В КОРИНФ

Сохранившееся до наших дней послания Климента Римского, который был учеником апостола Петра, было написано около 95 г. Адресовано коринфской Церкви. По жанру данное послание отличается от «Од» и «Дидахе». Оно больше напоминает письмо братского общения, чем нравоучительный документ Церковной общины. Послания к коринфянам пользовалось огромным авторитетом и даже причислялось к Новому Завету. Поводом к написанию данного письма послужил раскол в коринфской Церкви.

В послании мы встречаем традиционную пневматологическую тему: упоминание Духа Святого, как вдохновителя и автора Писания. 

К примеру, Климент Римский писал следующее: «служители благодати Божьей через Духа Святого говорили о покаянии». Или «загляните в Писания, эти истинные {глаголы}, которые {даны} через Духа Святого». 

Из этих цитат можно сделать вывод, что он не писал о Святом Духе как о Силе. Так как он говорил, что они говорили о благодати Божьей через или с помощью Духа Святого, и Писания даны Духом Святым. Сила не может писать, и тем более давать какие-либо писания, это свойства личности. 

Так же в этом труде часто встречается фраза: «Ибо Дух Святой говорит». В этом месте более ярко автором описывается личностная природа Святого Духа. Так как, говоря о силе, о чем-то безликом, нельзя написать, что сила говорит или вдохновляет. 

Ясно одно, хоть, возможно, Климент Римский не до конца мог понять природу Личности Святого Дуда, он не считал Его какой-то безликой Силой. Он предавал Ему личностные характеристики.

Хочется дополнить вопрос о понимании Личности Святого Духа у Климента еще одной цитатой: «Примите совет наш и раскайтесь. Ибо жив Бог и жив Господь Иисус Христос и Дух Святой, вера и надежда избранных.». В этом отрывке видно, как автор намерено разграничивает три Личности Святой Троицы, не выделяя никакую из Них особо. Все Три Личности он уравнивает, делая автоматически их Божественными. 

Критики и приверженцы антитринитарной позиции говорят, что авторы периоде ранней христианской церкви не пишут конкретно о Святом Духе как о Личности Божества. Но в тот период это понимание было само собой разумеющиеся, и оно не требовало такого конкретного подчёркивания, как это сегодня ожидают сторонники той и другой стороны.

В итоге можно сказать, что Дух, в понимании Климента, сопричастен вместе с Отцом и Сыном. Помимо этого, очень четко выражен троичный догмат в послании. Единство Церкви, это единство в Боге, Христе и Духе, и исповедание их является отличительной чертой христианской Церкви. 

1.2 ДИДАХЕ

Данное произведение написано неизвестным автором около 80 года, вероятно, в Сирии или Палестине.». Дидахе или как звучит его полное название «Учение Господа через двенадцать апостолов» является наиболее ранним памятником христианской письменности катехизического характера, который представляет собой свод практических наставлений для жизни раннехристианской общины. Он показывает, как мыслила и жила христианская Церковь в первом веке. 

Данное произведение являлось подобно катехизису первой христианской общине, и был хорошо знаком и распространен. В данной рукописи открывается роль Святого Духа в приготовлении человека к жизни с Богом. 

Он имел очень большой вес и широкое распространение в ранней церкви. Написано, вероятно, в Палестине или в Сирии примерно в 80 году. Автор не известен. Дух Святой упоминается в тексте 7 раз. Его можно квалифицировать по трем направлениям деятельности:

  • воздействие Духа на верующего (глава 4);
  • указание о совершении крещения «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (глава 7), дословно совпадающее с Мф 28:19;
  • действия пророка «в Духе», описанные в главе 11, с прямой аллюзией на Мф 12:32.

Хочется поподробнее процитировать некоторые отрывки данного исторического документа. Вот он пишет:

«В гневе твоем не отдавай приказаний рабу твоему или служанке твоей, надеющимся на того же Бога, дабы они никогда не перестали бояться Бога, сущего над обоими Вами, ибо Он пришел призвать (ко спасению), не по лицу судя, а тех коих уготовал Дух.» 

Другой перевод: «Не приказывай ничего рабу своему или служанке, уповающим на того же Бога, в гневе твоем, да не перестанут бояться Бога, Который над вами обоими; ибо Он не приходит по лицу призывать, но тех, кого Дух уготовал». 

« Οὐκ ἐπιτάξεις δούλῳ σου ἢ παιδίσκῃ, τοῖς ἐπὶ τὸν αὐτὸν Θεὸν ἐλπίζουσιν, ἐν πικρίᾳ σου, μήποτε οὐ μὴ φοβηθήσονται τὸν ἐπ’ ἀμφοτέροις Θεόν· οὐ γὰρ ἔρχεται κατὰ πρόσωπον καλέσαι, ἀλλ’ ἐφ’ οὓς τὸ πνεῦμα ἡτοίμασεν». 

В данном отрывке мы видим, что Святой Дух готовит верующего человека. И без Его силы и помощи невозможно прийти к Богу. Как опасно отвергать Духа Святого, ведь Он подобно мосту, помогает нам прийти к Богу. 

Далее: «А что касается крещения, крестите так: преподав наперед все это вышесказанное, крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа в живой воде».

«Если же нет ни той, ни другой, то возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа.». Две последних выдержки очень конкретно говорят не только о Третьей Личности Божества, но и очень четко подмечают догмат о Троице в целом.

Именно так мыслила и верила раннехристианская община, некоторые члены которой, скорее всего, видели в живых апостолов. На этом этапе мы видим, еще не затуманенное язычеством, христианство.   

1.3 ПОСЛАНИЕ ПСЕВДО-ВАРНАВЫ

Еще один, сохранившийся до наших дней документ, является послание Варнавы. «Полный греч. текст В. а. П. сохранился в 2 рукописях, обнаруженных во 2-й пол. XIX в.: в Синайском кодексе Библии, IV в. (S (или a ) – послание следует за текстом НЗ и предшествует отрывку из Пастыря Ермы), и в кодексе Hieros. Patr. 54, 1056 г. (H). Еще в 9 греч. рукописях, имеющих общий архетип – Vat. gr. 859, XI/XIII в.» 

Большинство исследователей, как и современники документа, считают данное произведение псевдоэпиграфом, то есть апокрифом. Данное писание не подтвердило достоверность авторства заглавия. Написано по всей видимости неизвестным автором, жившим во времена начального правления Адриана в Александрии. 

Данное время является очень трудным временем. В это время в Римской империи правит, как было уже сказано, император Адриан. Он начинает правление Римом в 117 г, сразу после смерти императора Трояна 11 августа 117 г. «Всякая надежда на восстановление Храма теперь исчезла. Пришлось даже отказаться от утешения жить вблизи священных мест.» Акиба, великий раввин и апологет 2 века, был жестоко убит. И в это непростое время автор пишет свое послание. Он пишет его, стараясь, через призму истории Израиля, утешить рассеянных и измученных евреев, вновь напомнить им, что Иегова их никогда не оставлял. 

Идеи личностной природы Святого Духа прослеживаются и в послании Варнавы. Он утверждает, что пророкам будущие события были открываемы Святым Духом.

Вот что он пишет: «Итак, узнайте, чада, о всем обстоятельно. Авраам, который первый ввел обрезание, предвзирая духом на Иисуса, обрезал дом свой, содержа в уме своем таинственный смысл трех букв».

«Итак, мы воссозданы, как опять у другого пророка говорит Господь: «вот, говорит Он, отниму от них», т.е. от тех, которых провидел Дух Господа, «сердца каменные и вложу в них плотяные».

«Потому и сам весьма утешаюсь, ожидая своего освобождения, ибо по истине вижу, что на вас излит Дух от прекрасного источника божественного:»

1.4 ОДЫ СОЛОМОНА

Еще одним очень важным историческим документом интересующей нас эпохи является труд «Оды Соломона». Оды Соломона – это еще один текст из многих, приписываемых Соломону, сыну Давидову. 

Напомним, существуют еще ветхозаветные канонические Притчи Соломона, Песнь Песней Соломона, а также неканоническая Книга Премудрости Соломона и апокрифические, т.е. не библейские вовсе, Псалмы Соломона и Суды Соломона. 

Этот документ, написанный примерно в первом веке нашей эры, не имеет точного автора. Как, впрочем, большинство документов, дошедших до нас с этого далекого периода. Но, что очень важно, он хорошо отражает роль Святого Духа в жизни верующего и отношение к нему в ту эпоху.

Произведение имеет 42 главы. Главы очень небольшие, дошли до нас не все. Но некоторые стихи из них очень хорошо проливаю свет на понимание этого вопроса в данной сфере. Вот некоторые цитаты из них: «Возревновал Господь нам дух умножить, Да всем явится то, что было тайно, Он в нас вложил глагол живой, поющий, О Имени Его, – Святого Духа славить! …».

В этом отрывке явно показано отношение к Святому Духу как к Тому, Которого нужно славить. И так как просто что-то эфемерное прославить трудно, то речь может идти только о личности. Далее: «Так Дух Господа вещает в моих членах, и я вещаю в любви Его.» (Ода 6:2). 

Здесь показано, что Дух может вещать. Сила не может вещать, может возвещать только кто-то определенный. Так же написано: «Он вручил нам славословие Своему имени, Души наши славят Дух Святой Его» (Ода 6:7), «Познайте, каковы ваши лица, и возвещайте хвалу Его Духу.» (Ода13.1).

Снова явно показано как «души», или по-простому верующие, славят Духа Святого. Не логично и даже невозможно славить просто силу. Обычно прославляют того, кто проявил силу, но не как не саму способность. Здесь явно показаны личностные свойства Святого Духа. 

Вот еще очень интересный и важный отрывок: «Письмо же стало огромной книгой, Которая всецело записана перстом Божиим. И на ней имя Отца И Сына и Святого Духа, чтобы царствовать во веки веков. Аллилуйя.». В этом эпизоде, не вооруженным глазом можно увидеть, как автор уравнивает все Три Личности Божества, обобщая Их словом «имя». Здесь можно увидеть обоснование не только доктрины о Духе Святом как Одной из Личностей Божества, но и учение о Троице, как таковое.

Хочется отметить еще интересную мысль: «Для автора «Од» Дух представляется как личность, активно действующая в жизни верующего человека. Автор «Од» подчеркивает роль Святого Духа как Посредника между Богом и верующим. Дух Святой есть Тот, Кто приуготовляет и возводит человека к Богу Отцу: «Ибо Всевышний призвал мое сердце Своим Духом Святым, и взыскал мою привязанность к Нему и исполнил меня любовью Своею» (Оды, 11.2)»

Действительно в этом отрывке Дух Святой ярко представлен как Посредник или утешитель в отношениях Бога и Его народа. И что еще хочется отметить, Дух Святой «взыскивает» или находит в нас нашу привязанность к Богу.

Другим словами, Он проявляет и стимулирует в нас потребность в Боге, потому что мы сами даже молиться не знаем, о чем. Как написано: «Как страшно находиться в состоянии отверждения Личности Святого Духа. Ведь даже мысль обратиться к Богу в покаянии не подвластна греховному человеку. И только благодаря Духу Святому происходит примирение с Богом».

В завершении хочется привести самую яркую Оду, которая наиболее ярко открывает активность Духа Святого: 

«1 Я упокоился в Духе Господнем, И Он вознес меня на высоту.

2 Он поставил меня на ноги на высоте Господней Перед Его совершенством и славой,

В то время, как я прославлял [Его]чредою песнопений.

3 [Дух] возродил меня перед лицом Господа И хотя я [лишь] человек,

Я стал именоваться сиянием [и] сыном Божиим.

4 Я — самый славный среди славнейших, И я — величайший среди великих.

5 Ибо в меру величия Всевышнего [Дух] создал меня, И освящением Своим 
Он обновил меня.

6 Он помазал меня от Своего совершенства, И я стал одним из Его ближних.

7 Открылись мои уста подобно облаку росы,

И излилось мое сердце потоком праведности.

8 Я приблизился с миром

И был крепок духом наставничества4. Аллилуйя.»

Подводя итог, хочу заметить, что это произведение очень многогранно и полно открывает Личность Святого Духа. Его личностные качества открываются автором в сотрудничестве Его с верующим человеком, в достижении гармонии отношений с Богом Отцом. Что же касается свойств, открытых автором, то они следующие:

  • Увещевательная. В Оде 6:2 описан Дух Святой, Который вещает. «Так Дух Господа в моих вещает членах». Это очень важная функция Духа, благодаря которой, Он убеждает верующего в принятии важного решения. Самое страшное для человека, это заглушить этот тихий голос Святого Духа в сердце. 

Именно о таком состоянии пишет апостол Матфей: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не проститься человекам.» (Мф.12:31). 

Из текста мы видим, что именно хула на Духа не будет прощена. Потому что человек, достигший состояния, когда голос Святого Духа уже не восприимчив, то есть неспособность воспринимать Божьи увещевания, не сможет просить и принимать Божье прощение. Именно такая черствость и является состоянием безысходности. 

  • Учительская. В Оде 3:13 Автор описывает Святого Духа, Того, «Который научает сынов человеческих».
  • Оправдательная. В Оде 25:8 идет очень интересный оборот «Я был покрыт покровом Твоего Духа, и я сбросил с себя кожаные ризы.» В этом отрывке мы видим намек на еще одно важное свойство Духа Святого, а именно на Его оправдывающую функцию. 

То есть именно благодаря работе Святого Духа мы получаем Оправдание перед Богом. Автор книги «Учение о Святом Духе» говорит шире об этом отрывке. Он говорит: «Автор убежден, что без Духа жизнь верующего не возможна: «И я облекся покровом Духа, и ты удалил…» (Ода.25:8). Как известно «кожаные одежды» -аллюзия на Быт.3:21; поэтому жизнь в Духе своеобразным образом возвращается райское состояние, утраченное после момента грехопадения».

  • Охранительная. В Оде 28:1 говориться: «Как крылья горлиц над их птенцами, и клювы птенцов к их клювам, так крылья Духа над моим сердцем». В этом отрывке мы видим снова аллюзию на Ветхий Завет, а именно на то место, где Бог сравнивает Свою заботу о народе с заботой птицы о своем гнезде. Бог довольно часто использует этот образ в Писании. 

Самым ярким примером может служить книга Второзаконие: «Как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих, Так Господь один водил его, и не было с ним чужого бога.» (Втор. 32:11,12). 

Так же образ заботливой птицы использовал Иисус Христос, когда, с глубочайшей скорбью, обращался к народу израильскому. Он говорил: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Матф. 23:37). 

На этих примерах Господь хотел проиллюстрировать удивительную заботу Бога о Своем творении, показывая, что Он не просто относиться к ним как к произведению Своих рук, но как к Своим детям. Этот образ наилучшим образом отражает наш статус… 

И самое главное, что хочется отметить, этот образ в Ветхом Завете относиться не просто к Богу Отцу или Богу Сыну, а именно к Третьей Личности Божества. В Быт. 1:2 идет описание того, как Дух Божий, или если точнее сказать Святой Дух, носился над нашей Планетой. В оригинальном тексте стоит еврейское слово מְרַחֶפֶת (мерахепет), которое переводится как: трепетать, дрожать, парить и носиться. Тоже самое слово стоит и во Втор.32:11. Скорее всего автор, знающий хорошо Священное Писание и образы в нем, использовал их в своих Одах. 

Оды Соломона очень важный исторический документ для понимания вопроса Личности Святого Духа. Очень ценно в документе, то что он приоткрывает завесу понимания Святого Духа так, как понимали Его в первых двух веках нашей эры. Это понимание не несет в себе еще тех богословских преломлений, которые произошли в христианстве по этому вопросу в дальнейшем. Особенно в период реставрацинализма эта тема сильно мутировала и обрела очень искажённое понимание.

ГЛАВА 2 ОТЦЫ ЦЕРКВИ ПЕРВЫХ ДВУХ ВЕКОВ

2.1 ИГНАТИЙ БОГОНОСЕЦ

Нельзя обойти стороной и личность Игнатия Богоносца. Упоминание о нем мы находим в труде Евсевия Кесарийского «Церковная история». Евсевий, живший в конце третьего и начале четвертого века, был римским историком и тем, кто впервые зафиксировал всю историю христианской церкви. Он же и написал об Игнатии Богоносце, втором после Петра, епископе Антиохийском. 

«Известны и его современники: Папий, также епископ в Иераполе; Игнатий, многими и доныне прославляемый, второй после Петра епископ Антиохийский. Рассказывают, что он был отправлен из Сирии в Рим и отдан на съедение зверям за исповедание Христа». 

Судя по написанному в этом источнике, Игнатий был очень значимой личностью. И пострадавший за Христа, лишившись жизни в 107 году, был очень близок к ранней Церкви и к самим апостолам. 

Известно, что он был учеником Иоанна богослова. Это все делает его слова особенно ценными и значимыми для поминания той или иной истины. «По мнению св. Игнатия Богоносца, Дух Святой есть Тот, Кто усвояет спасительное значение Христовой жертвы для человека, возведя его к Отцу. Игнатий убежден, что без Духа Святого спасение для человека не возможно». 

Судя по этой цитате, автор придаёт архиважное значение, в плане нашего спасения, Личности Святого Духа. Без Него спасение просто невозможно. Мы понимает, что именно Иисус Христос отдал за нас Свою жизнь. Но для спасения важно «усвоить» или принять эту жертву. И именно Личность Святого Духа дает это спасительное осознание. 

В некоторых своих посланиях Игнатий прямо называет Христа Богом, а Святого Духа без каких-либо разномыслий ставит наравне с Богом Отцом и Богом Сыном. Другими словами, автор указывает на то, что Дух Святой

С другой стороны, этот автор очень ярко подчеркивает Личностный характер Святого Духа. Он говорит о Духе как о Том, Кто помогает спастись. Здесь нельзя подумать двузначно, что якобы Дух Святой может быть и просто Силой, через Которую Отец все это делает. Потому что, говоря о силе, человек не может писать о ней как об автономно существующей. Сила не может действовать и существовать отдельно. Можно говорить так только о личности. И силу нельзя прославлять. Так как даже за победу, одержанную с помощью силы, прославляют личность. 

2.2 ПОЛИКАРП СМИРНСКИЙ

Не менее ценным для нашего исследования является личность святого Поликарпа Смирнского (69-156 гг.). Поликарп является учеником самого Апостола Иоанна, который на закате своей жизни поставил его епископом. Скорее всего это было в Смирне. 

Это была выдающееся и значимая фигура. По выражению Иеронима, он был «вождём всей Азии» в христианстве. 

Интересно еще отметить, что среди довольно большого круга его учеников был и сам Ириней Лионский.  Он тоже является современником периода первых двух веков. Что делает его личность более ценным для нашего исследования. 

Этот период наиболее свежее и точно отражает первоапостольское видение в вопросе Личности Святого Духа.  В предсмертной молитве этого мученика за веру, довольно ярко проявляется его понимание Личности Святого Духа. В этой молитве дважды встречается упоминание о Нем: «Благословляю Тебя, что Ты удостоил меня в день сей и час стать причастным числу мучеников Твоих и чаше Христа Твоего, для воскресения в жизнь вечную души и тела в нетлении Святого Духа». 

По мнению Евгения Владимировича Зайцева эта цитата отражает веру в то, что Святой Дух «обитающий в верующий и освящающий их, понимается Поликарпом как залог будущего блаженного воскресения». Та же перспектива прослеживается и у апостола Павла, когда он писал: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8:11). 

Завершить хочется цитатой из той же молитвы Поликарпа, где он снова упоминает Святого Духа: «За сие и за все Тебя восхваляю, Тебя благословляю, Тебя прославляю, через вечного и пренебесного Первосвященника Иисуса Христа, возлюбленного Твоего Отрока, через Которого слава Тебе с Ним и со Святым Духом, ныне и в будущие веки. Аминь.» В этом отрывке мы отчетливо видим как мученик четко разграничивает все Три Личности Божества, говоря» что слава Тебе (то есть Отцу) с Ним (Иисусу Христу) и со Святым Духом. 

Подводя итог, хочется сказать, что Поликарп придает Святому Духу особое значение в жизни верующего человека и никак не отождествляет Его с какой-то силой, но напротив говорит о Нем как о отдельной Личности.

2.3 ИУСТИН МУЧЕНИК

Иустин Мученик является значимой фигурой в раннехристианском мире. Он определил вектор богословской мысли в данный исторический период. Иустин являлся очень авторитетной фигурой для авторов 2, 3 в.в. 

Он родился в Сихеме – древнем городе Самарии. Родители Иустина, греки, были язычниками. Он с детства отличался глубоким умом, любовью к наукам и горячим стремлением к познанию Истины. Он в совершенстве изучил различные направления греческой философии: стоиков, перипатетиков, пифагорейцев, платоников и убедился, что ни одно из этих языческих учений не открывает пути к познанию Истинного Бога. 

Как повествует в своем труде Евгений Владимирович Зайцев, Иустин Мученик, он же Иустин Философ, так же является и первой крупной фигурой в раннехристианский период среди апологетов Церкви. Он, как и многие христиане первых столетий, запечатлел верность христианству своей мученической смертью. 

Иустин сделал большой вклад в развитие христианской мысли в тогдашнем цивилизованном мире. Именно этот апологет связал христианское вероучение и греческую философию, создав как бы мост между этими двумя «материками» человеческой и Божественной мыслью. Благодаря этому синтезу древние философы разъясняли истины Ветхого Завета язычникам. Все это готовило почву для обращения множества язычников в христианство.

Хотя именно тогда, когда Церковь разрослась и впустила в себя языческий контингент необъятной Римской империи, в нее так же вошли и разные парадигмы греческой мысли и скепсиса. Тогда и стали появляться разные, не виданные доселе, учения. 

К примеру отвержение Христа как Бога, отвержение Его реального человеческого существа, отвержение личностного и божественного в Святом Духе. Данное увеличение церковных списков можно наблюдать в массовом пополнении язычниками христианских общин при Константине Великом. Особенно после того, как Константин выпустил эдикт о легализации христианства по всей римской империи в 313 г х. э.. Этот указ носит всем известное название как «миланский эдикт», и является очень важным событием, разделившее христианство на до и после.

Что же касается Иустина, то он в своих трудах охватывает множество непростых тем христианства, которые и посей день не дают покоя христианскому и в целом миру. Он говорил о Христе как о Творце, говорил о Нем как «Нерождённом» (αγέννητος), «Неизречённом» (άρρητος), «Неизменном» (άτρεπτος), «Вечном» (αίδιος). Его перу принадлежит целый ряд трудов, такие как: «Диалог с Трифоном иудеем», «Первая апология», «Вторая апология», «Послание к Диогену», «Речь к эллинам» и др.

ИУСТИН О СВЯТОМ ДУХЕ

Начнём с того, что автор только в послании к Трифону упоминает Духа 26 раз. Но как пишет Евгений Зайцев, нельзя чётко выразить его понимание этого вопроса. Он пишет: «Вызывает удивление тот факт, что несмотря на часто встречающиеся ссылки на Святого Духа как на безусловный авторитет, как, впрочем, и у большинства апологетов, попытки чётко определить, что же под ним понимается, немногочисленны и робки. Определённо можно сказать, что у Иустина Дух Святой не может мыслиться как сила, поскольку Сам выступает как податель силы.» . 

В этом мы можем убедиться из 113 главе послания к Трифону: «Первый остановил солнце, будучи наперед переименован именем Иисуса и получивши силу от Духа Его». 

Комментируя, хочется добавить, что в этом отрывке, немного косвенно, Дух Святой открыт не как Сила, пусть даже самая могущественная, а Податель или Источник силы. Также в этом письме говорится, что Дух Святой является Источником всех Божеских даров. 

Написано так: «И так скажи мне: если Писание чрез Исаию говорит: «жезл выйдет от корня Иессея и цвет выйдет из корня Иессеева и почиет на нем Дух Божий, Дух мудрости и разума, Дух совета и силы, Дух ведения и благочестия и наполнит Его Дух страха Божия», « Писание говорит, что эти исчисленные дары Духа Святого сошли на Него не потому, что Он нуждался в них, но потому что они должны были почить на нем…».

Также Иустин говорит, что Святой Дух был автором и вдохновителем пророков и апостолов, которые писали Священные Писания: «Пророки, посредством которых пророчественный Дух предвозвещал будущие события», «Что по понятию людей неимоверно и невозможно, то предрёк Бог пророчественным Духом». «Были некогда люди, которые гораздо древнее кого-либо из этих почитаемых за философов, – люди блаженные, праведные и угодные Богу, которые говорили Духом Святым и предсказали будущее, которое и сбывается ныне: их называют пророками. Они одни и звали и возвестили людям истину, несмотря ни на кого, не боясь, не увлекаясь славою, но говорили только то, что слышали и видели, когда были исполнены Святого Духа.». 

В ряде этих цитат мы видим, что именно благодаря Духу Святому Божьи слуги передавали весть Древнему Израилю, а так же окружавшим их народам. Благодаря Его помощи они не страшились говорить. Дух Святой открывал им будущее. Очень сложно представить все эти деяния в жизни человечества без Личности, Которая за всем этим должна стоять. И также трудно присвоить такое множество проявлений Святого Духа к силе. 

Об этом так же хорошо пишет Максимов: «В разговоре с Трифоном, св. апологет упоминает о действии Духа Святого в истории Израиля: “Дух, действовавший в пророках, помазывал и поставлял вам царей (Триф. 52)”. Говоря о действии Духа Святого в ветхозаветные времена, св. Иустин утверждает, что силы Святого Духа перестали действовать у иудеев с приходом Христа (Триф. 87)»

Хочется подытожить этот аспект Личностной природы Святого Духа еще одной мыслью, процитированной из трудов Евгения Зайцева: «Хотя в своих творениях, адресованных язычникам, Иустин отстаивает идею богодухновенности как как непрерывного действия Святого Духа на авторов Священного Писания, тем не менее в «Диалоге с Трифоном иудеем» Иустин говорит о вдохновенности как о совместном процессе, в котором участвует, помимо Духа, и пророк или священнописатель, например: «пророчественный Дух вместе с патриархом Иаковом говорит…» (Диалог с Трифоном гл. 53)».

Эта очень интересная и важная мысль. Она подчерчивает, что Дух Святой работает в сотрудничестве с личностью, не подавляя ее. Он не использует людей как марионеток, но всегда работает заодно. Мы можем увидеть это в том, как каждое, к примеру, Евангелие индивидуально отражает особенности и наклонности евангелиста. Дух Святой это Живая Личность, работающая с живыми личностями. 

Иустин видит это сотрудничество в употреблении евангелистами предлога «meta», при названии своих Писаний. Предлог переводиться как частичка «от». В этом он видит соучастие личности священнописателя в создании книг Ветхого и Нового Заветов.

 Помимо этого, Святой Дух “обличает” (1Ап. 63), “укоряет” (Триф. 124), “научает веровать” (Триф. 91), “повелевает, как людям жить (1Ап. 40)”. Только с содействия Духа Святого может человек обратиться к Богу: “Ум человека увидит ли когда Бога, если не будет он украшен Святым Духом? (Триф. 4)”.

В конце хочется сказать, что в своих писаниях этот великий христианский апологет очень многофункционально и многогранно описывает Святого Духа. Он придает Ему архиважное значение в жизни, как всей Церкви, так и лично каждого верующего человека. 

2.4 ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ

Один из основных деятелей в развитии пневматологии является Ириней Лионский. Именно он написал догмат о Троице, так называемый «триодологичский догмат». Вот отрывок из него: Творец всего – самое первое положение нашей веры. Второе же положение – Слово Божие. И третье положение – Дух Святой, Которым пророки пророчествовали и отцы начались божественному, и праведники приведены были к божественному, и Который в конце времен новым образом излился на человечество по всей земле, обновляя человека для Бога». 

Очень интересная личность. Говорят, что он был учеником Поликарпа Смирнского. Его жизнь и происхождение скрыты от нас историей и до нас не дошли. Но дошли до нас, то что он был сильнейший апологет Церкви и много писал в защиту христианских догм. К его времени христианство начинает встречаться с трудностями более сильного врага, чем меч и пытки, а именно ереси. 

Он написал очень важный фундаментальный труду, в защиту библейской истины, «Против ересей». Ириней утверждал, что Вечность Святого Духа наравне с Отцом и Сыном. Он писал: «Слово, то есть, Сын, всегда было с Отцом… и Премудрость то есть Дух, были у Него прежде всякого создания». «Так открылся Бог, ибо через все это является Бог Отец, так как Дух действует, Сын служит, Отец одобряет, а человек совершается ко спасению». Так же он пишет: «Отец хочет и повелевает, Сын действует и исполняет, а Дух питает и взращивает»

Интересно, что Иреней связывает деяния Духа Святого в Ветхом и Новом Заветах. «Иреней показывает преемственность активности Святого Духа в Ветхом и Новом Заветах, когда говорит: «Один и тот же Дух Божий, Который через пророков возвещал… Он же и через апостолов проповедовал (Против ересей,3.21.4)» 

В труде данного апологета имеется множество мест, где упоминается Святой Дух. Он, казалось, нарочно при каждом упоминании связывает все три Личности Божества, связанные во имя спасения человека. 

И конечно, своими писаниями он показывает, как Все Личности заинтересованы во спасении нашем. Этим сотрудничеством он показывает, не только единство Их целей, но единство Их Божественности. Нигде не видно, что бы он какую-то Личность Троице превозносил, а другую принижал. Таким образом он говорит, что Дух Святой Есть Божественная Личность Божества. То есть Он – Бог. 

И закончить хочу еще одной выдержкой из его апологетического труда против ересей: «Без Духа Божия не можете спастись»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Неоспоримым фактом является то, что в ранний период христианства существовали движения, которые не считали Святого Духа Божественной Личностью. (к примеру: Монтанизм, Арианство, Македоняне, и др.). Но это имело факт уже после апостольского периода, в 3-5 в.в. Но, справедливости ради нужно отметить, что эти движения считали еретическими, и с ними боролись. Их не считали альтернативными точками зрения. Напротив, против этих учений созывали соборы, на которых данные точки зрения опровергались. 

Так что, наличие в истории христианства данных страниц, не дает повод обосновывать этим фактом учения о Святом Духе как о Силе. Но, напротив, судя по описанию Личности Святого Духа в раннехристианской литературе, можно сделать вывод, что к Нему относились с большим благоговением и трепетом, не в коем случае не принижая и не умаляя Его, как это стало иметь место в поздние столетия. Но напротив, Ему придавали архиважное значение для спасения человека. И без него спасение человека было не возможным. 

Поэтому как важно сегодня в нашем современном христианском контексте иметь правильное понимание Личности, а что еще более важно, Его функционала, как Третьей Личности Божества – Святого Духа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баумштарк, А. Статья (Oriens Chr. 1912. Bd. 2. S. 235-240).
  2. Библейский комментарий АСД Т.12 2010 п. Заокский Источник жизни.
  3. Варнава Апостол «Псевдо-Послание Варнавы» Русский текст.
  4. Гонсалес, Х. «История христианства» Т1. 2001 С-Петербург Библия для всех.  
  5. Дидахе Русский и греческий текст.
  6. Евсевий Кесарийский «Церковная история» Т.3
  7. Завершинский, Г. «Введение в православное учение о Святом Духе».
  8. Зайцев, Е. В «Учение о Святом Духе» 2013 п. Заокский Источник Жизни 
  9. Иреней Лионский «Против ересей» Русский текст.
  10. Иустин Мученик «Диалог с Трифоном иудеям» Русский текст.
  11. Иустин Мученик «Первая апология» Русский текст
  12. Климент Римский Послание Климента коринфской Церкви 1посл. 
  13. Максимов, Ю.В. «Учение о Святом Духе в ранней Церкви в 1-3 в.в.» Москва 2007.
  14. Оды Соломона
  15. Ренан, Э. «Христианская Церковь» 1789 С-Петербург (переиздано в 1991г «ТЕРРА») С.302.
  16. «https://days.pravoslavie.ru/Life/life1208.htm».
  17. http://pravbiblioteka.ru.

Автор – Всеволод Шалимов, бакалаврант богословия 

image_pdfimage_print

Святе Писання
Святе Писання, що складається зі Старого та Нового Завітів, є Словом Божим письмово переданим по Божественному натхненню через святих людей Божих, які виголошували й писали його по спонуканню Святого Духа. За допомогою цього Слова Бог передав людству необхідні для спасіння знання. Біблія має безперечний авторитет і представляє непогрішиме відкриття Його волі. Вона є мірилом характеру і критерієм досвіду, вичерпним викладом доктрин і достовірним повідомленням про дії Бога в історії нашого світу.
Пс. 118:105; Прип. 30:5, 6; Іс. 8:20; Ів. 17:17; 1 Фес. 2:13; 2 Тим. 3:16, 17; Євр. 4:12;
2 Пет. 1:20, 21
Трійця
Бог єдиний. Отець, Син і Святий Дух – єдність трьох довічних Особистостей. Бог безсмертний, всемогутній, всезнаючий, всюдисущий та понад усе. Він безмежний і вище людського розуміння, однак Його можна пізнати за допомого Його відкриття про Самого Себе. Бог, Який є любов, навіки гідний поклоніння, честі і служіння всього творіння.
Бут. 1:26; Повт. 6:4; Іс. 6:8; Мф. 28:19; Ів. 3:16; 2 Кор. 1:21, 22; 13:14; Єф. 4:4-6;
1 Пет. 1:2
Бог Отець
Бог Вічний Отець є Творець, Першопричина, Вседержитель і Незалежний Правитель всього творіння.

Він справедливий і святий, милостивий і добрий, повільний на гнів і сповнений постійної любові та вірності.

Якості та сили, що проявилися в Сині та Святому Дусі також є якостями та силами Отця.
Бут. 1:1; Повт. 4:35; Пс. 109:1, 4; Ів. 3:16; 14:9; 1 Кор. 15:28; 1 Тим. 1:17; 1 Ів. 4:8; Об'яв. 4:11
Бог Син
Бог Вічний Син з’явився втіленим в Ісусі Христі. Через Нього все було створено, дякуючи Йому був відкритий характер Бога, завдяки Йому здійснилося спасіння людства і через Нього відбувається суд над нашим світом. Будучи навіки істинним Богом, Він став також справжньою людиною, Ісусом Христом. Він був зачатий Святим Духом і народжений дівою Марією. Він жив і переносив спокуси як людина, проте явив Собою досконалий приклад праведності і любові Божої. Вчинені Ним чудеса були проявом сили Божої і свідченням того, що Він був дійсно Богом – обіцяним Месією. Він добровільно постраждав і помер на хресті за наші гріхи, зайнявши наше місце. Воскрешений з мертвих, Він вознісся на небо, щоб заради нас здійснювати служіння в небесному святилищі. Він знову прийде в цей світ у славі для остаточного визволення Свого народу і для того, щоб відновити все знову.
Іс. 53:4-6; Дан. 9:25-27; Лк. 1:35; Ів. 1:1-3, 14; 5:22; 10:30; 14:1-3, 9, 13; Рим. 6:23;
1 Кор. 15:3, 4; 2 Кор. 3:18; 5:17-19; Флп. 2:5-11; Кол. 1:15-19; Євр. 2:9-18; 8:1, 2
Бог Дух Святий
Бог Вічний Дух Святий діяв разом з Отцем і Сином при створенні, втіленні та спокуті. Він – така ж Особистість, як Отець і Син. Він надихав письменників Біблії. Він наповнив силою життя Христа. Він привертає і переконує людей; і тих, хто відгукується, Він оновлює і відтворює в них образ Божий. Посланий Отцем і Сином, щоб завжди бути з Його дітьми, Він наділяє Церкву духовними дарами, дає їй силу в її свідоцтві про Христа і в згоді зі Святим Писанням наставляє її на всяку істину.
Бут. 1:1, 2; 2 Цар. 23:2; Пс. 50:12; Іс. 61:1; Лк. 1:35; 4:18; Ів. 14:16-18, 26; 15:26;
16:7-13; Дії 1:8; 5:3; 10:38; Рим. 5:5; 1 Кор. 12:7-11; 2 Кор. 3:18; 2 Пет. 1:21
Створення світу
Бог в Писанні достовірно представив хронологію Своєї творчої діяльності. Протягом недавніх шести днів творіння Господь створив «небо і землю, море і все, що в них», а сьомого дня «спочив». Таким чином, Господь встановив Суботу як вічний пам’ятник Його праці, здійсненої і завершеної протягом шести буквальних днів, які разом з Суботою утворили той тиждень, що нам відомий сьогодні. Перші чоловік і жінка були створені за образом Божим, як вінець творіння, отримавши право володіння світом і обов’язок піклуватися про нього. Світ, при завершенні свого створення, як сказано в Біблії, був «вельми добрий», і його досконалість проголошувала славу Божу.
Бут. 1-2, 5, 11; Вих. 20:8-11; Пс. 18:2-7; 32:6, 9; 103; Іс. 45:12; Дії. 17:24; Кол. 1:16; Євр. 1:2; 11:3; Об'яв. 10:6; 14:7
Природа людини
Чоловік і жінка були створені за образом і подобою Божою як істоти, наділені індивідуальністю, силою і свободою мислити і діяти. Людина, за задумом Божим, – це нерозривна єдність тіла, душі і духу. Але хоча люди і були створені як вільні істоти, їх життя залежало від Бога. Однак, не послухавши Бога, наші прабатьки таким чином відмовилися визнати свою залежність від Нього і втратили своє високе положення. Образ Божий в них спотворився, і вони стали схильні до смерті. Їхні нащадки успадковують гріховну природу з усіма витікаючими з цього наслідками. Вони народжуються зі слабкостями і схильностями до зла. Але Бог у Христі примирив із Собою світ і Духом Своїм відновлює в смертних, що каються образ Творця. Створені для слави Божої, ми покликані любити Його, один одного і світ, що оточує нас.
Бут. 1:26-28; 2:7, 15; 3; Пс. 8:5-9; 50:6, 11; 57:4; Єрем. 17:9; Дії. 17:24-28; Рим. 5:12-17; 2 Кор. 5:19, 20; Єф. 2:3; 1 Фес. 5:23; 1 Ів. 3:4; 4:7, 8, 11, 20
Велика боротьба
Все людство залучено в велику боротьбу між Христом і сатаною. Вона розпочалась на небі в зв’язку з тим, що був поставлений під сумнів характер Бога, Його закон і справедливість Божого правління у всесвіті. Один зі створених ангелів, наділений свободою вибору, в своєму самозвеличенні став сатаною, противником Бога. Це призвело до повстання частини ангелів. Сатана викликав дух спротиву Богові в нашому світі, коли втягнув Адама і Єву в гріх. В результаті цього гріха, скоєного людьми, образ Божий став спотвореним в людстві. З цієї ж причини створений світ втратив свій порядок і був спустошений під час всесвітнього потопу, про що свідчить представлена ​​в Бут. 1-11 хронологія. На очах у всього творіння цей світ перетворився на арену світової боротьби, в результаті якої люблячий Бог буде затверджений в Своїх правах. Христос посилає Святого Духа і вірних ангелів, щоб вони допомагали народу Божому в цій великій боротьбі, направляли, захищали і зміцнювали його на шляху, що веде до спасіння.
Бут. 3; 6-8; Йов 1:6-12; Іс. 14:12-14; Єзек. 28:12-18; Рим. 1:19-32; 3:4; 5:12-21; 8:19-22; 1 Кор. 4:9; Євр. 1:14; 1 Петр. 5:8; 2 Петр. 3:6; Об'яв. 12:4-9
Життя, смерть і воскресіння Христа
Життя Христа проходило в досконалому послузі волі Божій. Його страждання, смерть і воскресіння – це єдино можливий шлях спокути скоєних людьми гріхів. Кожен, що приймає вірою це примирення з Богом, має вічне життя. Все творіння може краще осягнути нескінченну і святу любов Творця. Це досконале примирення виправдовує справедливість Божого Закону і милосердя характеру Творця. Так відбувається засудження наших гріхів і забезпечується наше прощення. Смерть Христа є замісною, спокутною, примиряючою і перетворюючою. Воскресіння Христа у плоті є знаком перемоги Бога над силами зла, і для приймаючих це примирення, служить свідченням їхньої перемоги над гріхом і смертю. Воскресіння проголошує панування Ісуса Христа, перед Яким схилиться кожне коліно на небі і на землі.
Бут. 3:15; Пс. 22:1; Іс. 53; Ів. 3:16; 14:30; Рим. 1:4; 3:25; 4:25; 8:3, 4; 1 Кор. 15:3, 4,
20-22; 2 Кор. 5:14, 15, 19-21; Флп. 2:6-11; Кол. 2:15; 1 Петр. 2:21, 22; 1 Ів. 2:2; 4:10
Спасіння у Христі
За нескінченної любові і милості Бог учинив так, що Христос, який не знав гріха, став гріхом заради нас, щоб в Ньому ми стали праведними перед Богом. Під впливом Святого Духа ми усвідомлюємо нашу потребу в Спасителі, визнаємо нашу гріховність, каємося в наших злочинах і вірою приймаємо Ісуса як Спасителя і Господа, як Того, Хто зайняв наше місце на хресті і залишив нам приклад. Ця спасаюча віра приходить до нас від Божественної сили Його Слова і є даром Божої благодаті. Завдяки Христу Бог виправдовує і приймає нас як Своїх синів та дочок і позбавляє від панування гріха. Дія Духа Святого створює в нас відродження і освячення. Дух оновлює наш розум, записує в наших серцях Божий закон любові і дає нам силу жити святим життям. Перебуваючи в Ньому, ми стаємо причасниками Божественної природи і отримуємо впевненість у спасінні як тепер, так і на суді.
Бут. 3:15; Іс. 45:22; 53; Єрем. 31:31-34; Єзек. 33:11; 36:25-27; Авв. 2:4; Мк. 9:23, 24; Ів. 3:3-8, 16; 16:8; Рим. 3:21-26; 8:1-4, 14-17; 5:6-10; 10:17; 12:2; 2 Кор. 5:17-21; Гал. 1:4; 3:13, 14, 26; 4:4-7; Єф. 2:4-10; Кол. 1:13, 14; Тит 3:3-7; Євр. 8:7-12; 1 Пет. 1:23; 2:21, 22; 2 Пет. 1:3, 4; Об'яв. 13:8
Зростання у Христі
Прийнявши смерть на хресті, Ісус здобув перемогу над силами зла. Він, Який переміг злих духів під час Свого земного служіння, зруйнував їх владу і зробив неминучою їх остаточну загибель. Перемога Ісуса забезпечує і нам перемогу над цими силами, які все ще прагнуть управляти нами, в той час як ми ходимо перед Ним в мирі, радості і впевненості в любові Божої. Зараз Святий Дух перебуває в нас і наділяє нас силою. В постійної прихильності Ісусу, нашому Спасителю і Господу, ми звільнені від тягаря минулих вчинків. Ми більше не перебуваємо в темряві, страху перед силами зла, невігластві та безцільності, які супроводжували наше колишнє життя. Здобувши цю нову свободу в Христі, ми покликані розвинути свій характер в подобі Його характеру, спілкуючись з Ним щодня в молитві, насичуючись Його Словом, розмірковуючи над Ним і Його Промислом, віддаючи Йому хвалу, збираючись на спільні богослужіння та беручи участь в здійсненні місії Церкви. Ми також покликані наслідувати приклад Христа, здійснюючи співчутливе служіння заради задоволення фізичних, інтелектуальних, соціальних, емоційних і духовних потреб людей. Коли ми віддаємо нашу любов оточуючим і свідчимо про спасіння в Христі, постійна присутність Божа через Духа Святого перетворює кожну хвилину нашого життя і кожну справу в духовний досвід.
1 Пар. 29:11; Пс. 1:1, 2; 22:4; 76:12, 13; Мф. 20:25-28; 25; 1:31-46; Лк. 10:17-20; Ів. 20:21; Рим. 8:38, 39; 2 Кор. 3:17, 18; Гал. 5:22-25; Єф. 5:19, 20; 6:12-18; Флп. 3:7-14; Кол. 1:13, 14; 2:6, 14, 15; 1 Фес. 5:16-18, 23; Євр. 10:25; Як. 1:27; 2 Пет. 2:9; 3:18; 1 Ів. 4:4
Церква
Церква є спільнота віруючих, які визнають Ісуса Христа своїм Господом і Спасителем. Як і народ Божий в старозавітні часи, ми покликані зі світу, ми об’єднуємося для богослужіння, для спілкування, для вивчення Слова Божого, для святкування Вечері Господньої, для служіння всьому людству і для проголошення Благої вісті в усьому світі. Свою духовну владу Церква отримала безпосередньо від Христа, Який є втілене Слово, відкрите в Писанні. Церква – це Божа родина, і члени її, усиновлені Богом, живуть на підставі укладеного з Ним нового завіту. Церква – це тіло Христове, суспільство людей, об’єднаних вірою, і глава цього тіла Сам Христос. Церква – це наречена, заради якої Христос помер, щоб освятити і очистити її. При Його урочистому поверненні вона постане перед Ним як славна Церква, яка зберегла вірність в усі віки, відкуплена Його кров’ю та не має ні плями, ні вади – свята і бездоганна.
Бут. 12:1-3; Вих. 19:3-7; Мф. 16:13-20; 18:18; 28:19, 20; Дії. 2:38-42; 7:38; 1 Кор. 1:2;
Єф. 1:22, 23; 2:19-22; 3:8-11; 5:23-27; Кол. 1:17, 18; 1 Пет. 2:9
Церква Останку та її місія
Вселенська Церква складається з тих, хто істинно вірить в Христа. Але в останні дні, під час загального боговідступництва, Бог покликав Церкву Останку до дотримання заповідей Божих і збереження віри в Ісуса. Церква Останку проголошує настання години суду, сповіщає спасіння через Христа і проповідує наближення Його Другого пришестя.

Ця місія проголошення істини символічно представлена трьома ангелами в 14 розділі книги Об’явлення. За часом ця місія збігається з судом, який відбувається на небесах, і результатом її є покаяння і виправлення людей. Кожен віруючий покликаний особисто брати участь в цьому загальному свідоцтві.
Дан. 7:9-14; Іс. 1:9; 11:11; Єрем. 23:3; Мих. 2:12; 2 Кор. 5:10; 1 Пет. 1:16-19; 4:17; 2 Пет. 3:10-14; Юд. 3, 14; Об'яв. 12:17; 14:6-12; 18:1-4
Єдність в Тілі Христовому
Церква – це єдине Тіло послідовників Христа, покликаних із всякого народу, племені та язика. В Христі ми стаємо новим творінням. Серед нас не повинно бути відмінності незалежно від раси, культури, освіти, національності, статі, соціального і майнового стану. Ми всі рівні в Христі, Який за допомогою єдиного Духа об’єднав нас між собою і привернув до Себе. Ми повинні служити і приймати служіння неупереджено і з чистим серцем.
Завдяки відкриттю, яке нам дав Ісус Христос у Святому Письмі, ми маємо одну і ту ж віру і надію, одне і те ж прагнення служити всьому людству. Джерелом такої єдності є триєдиний Бог, Який прийняв нас як Своїх дітей.
Пс. 132:1; Мф. 28:19, 20; Ів. 17:20-23; Дії. 17:26, 27; Рим. 12:4, 5; 1 Кор. 12:12-14;
2 Кор. 5:16, 17; Гал. 3:27-29; Єф. 2:13-16; 4:3-6, 11-16; Кол. 3:10-15
Хрещення
Хрещення – це Боже повеління, за допомогою якого ми сповідуємо свою віру в смерть і воскресіння Ісуса Христа, а також свідчимо, що ми померли для гріха і тепер прагнемо до оновленого життя. Таким чином, ми визнаємо Христа Господом і Спасителем і стаємо частиною Його народу після прийняття в члени Його Церкви. Хрещення – це символ нашої єдності з Христом, прощення гріхів і прийняття Духа Святого.

Хрещення здійснюється зануренням у воду, і до нього допускаються ті, хто має віру в Ісуса і засвідчив про каяття в гріхах. Хрещенню передують вивчення Святого Писання і прийняття його вчення.
Мф. 28:19, 20; Дії. 2:38; 16:30-33; 22:16; Рим. 6:1-6; Гал. 3:27; Кол. 2:12, 13
Вечеря Господня
Вечеря Господня – це спільне прийняття символів тіла і крові Ісуса як наочне підтвердження віри в Нього, нашого Господа і Спасителя. При здійсненні цього обряду присутній Сам Христос, який спілкується зі Своїм народом і зміцнює його сили. Беручи участь у Вечері, ми з радістю сповіщаємо спокутну смерть Господа і Його повернення у славі. Готуючись до Вечері, віруючі досліджують своє серце, сповідують свої гріхи і каються в них. Перед прийняттям символів відбувається служіння ногоомиття, встановлене нашим Божественним Учителем як символ оновлення, очищення і як вираз готовності служити одне одному в християнському смиренні, а також для того, щоб сприяти об’єднанню сердець в любові. Служіння Вечері відкрито для участі в ньому всіх віруючих християн.
Мф. 26:17-30; Ів. 6:48-63; 13:1-17; 1 Кор. 10:16, 17; 11:23-30; Об'яв. 3:20
Духовні дари та духовне служіння
Впродовж всіх віків Бог наділяв усіх членів Своєї Церкви духовними дарами, які кожен повинен використовувати на благо Церкви і людства. Цими дарами Святий Дух наділяє кожного члена Церкви по Своїй волі. Таким чином, Церква стає здатною виконати дане їй Богом призначення. Відповідно до Писання, до духовних дарів відносяться віра, дар зцілення, дар пророцтва, дар проповіді, учительський дар, дар управління, дар примирення, дар співчуття, дар милосердя та самовідданого служіння ближнім з метою підтримати і підбадьорити їх.

Деякі члени Церкви покликані Богом і наділені дарами Святого Духа, щоб працювати в Церкві як пастори, євангелисти і вчителі. Їх робота особливо необхідна для підготовки членів Церкви до служіння, для досягнення Церквою духовної зрілості і для забезпечення єдності у вірі і пізнанні Бога. Коли члени Церкви використовують ці духовні дари як вірні служителі всілякої Божої благодаті, Церква захищена від руйнівного впливу єретичних вчень, зростає в Бозі та зміцнюється у вірі і любові.
Дії. 6:1-7; Рим. 12:4-8; 1 Кор. 12:7-11, 27, 28; Єф. 4:8, 11-16; 1 Тим. 3:1-13; 1 Пет. 4:10, 11
Дар пророцтва
Святе Писання свідчить, що пророцтво – один з дарів Святого Духа. Цей дар є відмінною ознакою Церкви Остатку, і ми віримо, що він проявився в служінні Еллен Уайт.

Її праці являються пророчим авторитетом і служать для Церкви потіхою, керівництвом, настановою і викриттям. В цих працях також чітко визначено, що Біблія є мірилом для будь-якого вчення і досвіду.
Мф. 26:17-30; Ів. 6:48-63; 13:1-17; 1 Кор. 10:16, 17; 11:23-30; Об'яв. 3:20
Закон Божий
Великі принципи Закону Божого викладені в Десяти Заповідях і явлені в житті Ісуса Христа. В них відображена Божа любов, Його воля і наміри в питаннях поведінки людини і її взаємин з Богом і ближніми. Вони обов’язкові для людей всіх часів. Ці постанови лежать в основі Божого завіту з Його народом. Це вище мірило праведності на суді Божому. Завдяки впливу Духа Святого заповіді призводять до пізнання гріха і пробуджують усвідомлення потреби в Спасителі. Спасіння – це дар благодаті, його неможливо заслужити ділами, але спасенна людина слухняна заповідям. У цій слухняності вдосконалюється християнський характер, і її результатом буде мир з Богом. Вона говорить про любов до Господа і нашу турботу про ближніх. Послух через віру доводить, що Христос має силу перетворити наше життя, і служить справі благовістя.
Вих. 20:1-17; Повт. 28:1-14; Пс. 18:8-15; 39:8, 9; Мф. 5:17-20; 22:36-40; Ів. 14:15; 15:7-10; Рим. 8:3, 4; Єф. 2:8-10; Євр. 8:8-10; 1 Ів. 2:3; 5:3; Об'яв. 12:17; 14:12
Субота
Блаженний Творець після шести днів творіння світу спочивав в сьомий день і встановив суботній спокій для всіх людей як пам’ятник творіння. Четверта заповідь незмінного Закону Божого вимагає дотримання сьомого дня, суботи, як дня спокою, дня особливого поклоніння і служіння відповідно до вчення і прикладу Ісуса Христа – Господа суботи.

Субота – це день радісного спілкування з Богом і один з одним. Це символ нашого спасіння у Христі, знак нашого освячення, нашої вірності та передчуття нашого вічного майбутнього життя в Царстві Божому. Субота – це постійний Божий символ вічного завіту між Ним і Його народом. Радісне проведення цього святого часу від вечора до вечора, від заходу до заходу є урочистий спогад звершеного Богом творіння і викуплення.
Бут. 2:1-3; Вих. 20:8-11; 31:13-17; Лев. 23:32; Повт. 5:12-15; Іс. 56:5, 6; 58:13, 14;
Єз. 20:12, 20; Мф. 12:1-12; Мк. 1:32; Лк. 4:16; Євр. 4:1-11
Смерть і воскресіння
Відплата за гріх – смерть. Але Бог, єдиний, що має безсмертя, дарує вічне життя Своїм викупленим. До дня Другого пришестя смерть для всіх людей – це стан небуття.

Коли ж Христос – Життя наше – з’явиться, то воскреслі та ті, що залишилися живими, праведники відтвореними і прославленими будуть піднесені назустріч своєму Господу. Друге воскресіння, воскресіння нечестивих, відбудеться тисячу років потому.
Йов 19:25-27; Пс. 145:3, 4; Еккл. 9:5, 6, 10; Дан. 12:2, 13; Іс. 25:8; Ів. 5:28, 29; 11:11-14; Рим. 6:23; 16; 1 Кор. 15:51-54; Кол. 3:4; 1 Фес. 4:13-17; 1 Тим. 6:15; Об'яв. 20:1-10
Тисячолітнє Царство та знищення гріха
Тисячолітнє Царство – це проміжний період між першим і другим воскресіннями, коли Христос і Його викуплені святі знаходяться на небі. Протягом цього часу відбувається суд над тими, хто помер, не розкаявшись у своїх гріхах. На землі в цей час не буде жодної живої людини, але буде тільки сатана зі своїми ангелами. Після закінчення цього тисячолітнього періоду Христос зі Своїми святими і Святе Місто зійдуть на землю. Тоді будуть воскрешені і всі нечестиві, які під проводом сатани і його ангелів підуть війною на Боже Місто і зберуться навколо Нього. Але зійде від Бога вогонь, який знищить це воїнство і очистить землю. Таким чином, гріх і грішники назавжди зникнуть з всесвіту.
Єр. 4:23-26; Єз. 28:18, 19; Мал. 4:1; 1 Кор. 6:2, 3; Об'яв. 20; 21:1-5
Нова Земля
На Новій Землі, де пануватиме праведність, Бог влаштує вічну оселю для викуплених. Серед створеної Ним досконалої природи вони будуть вічно жити в радості і любові, зростаючи в пізнанні Бога і Його творіння. Сам Господь буде там жити разом зі Своїм народом, і ніколи вже не буде ні страждань, ні смерті.

Велика боротьба закінчиться, а з її закінченням назавжди зникне гріх. Усе, що існує – жива і нежива природа – буде свідчити, що Бог є любов, і Він буде панувати на віки віків. Амінь.
Іс. 35; 65:17-25; Мф. 5:5; 2 Пет. 3:13; Об'яв. 11:15; 21:1-7; 22:1-5
Довірене управління
Ми – управителі Божі. Він довірив нам мудро розпоряджатися часом і можливостями, здібностями і майном, благословеннями землі і її дарами. Ми відповідальні перед Богом за правильне використання всіх цих дарів. Наше визнання Бога Владикою всього ми висловлюємо у вірному служінні Йому і ближнім, а також в добровільному
Бут. 1:26-28; 2:15; 1 Пар. 29:14; Агг. 1:3-11; Мал. 3:8-12; Мф. 23:23; Рим. 15:26, 27;
1 Кор. 9:9-14; 2 Кор. 8:1-15; 9:7
поверненні десятини і пожертвувань для проголошення Євангелія і для підтримки і зростання Його Церкви. Бог надав нам особливу честь, давши нам право розпоряджатися всім довіреним, щоб виховати нас в любові і привести до перемоги над егоїзмом і жадібністю. Управителі Божі відчувають радість, коли в результаті їх вірності інші люди отримують благословення.
Довірене управління
Ми покликані бути благочестивими людьми, чиї думки, почуття і дії знаходяться у відповідності з біблійними принципами у всіх аспектах особистого та суспільного життя. Щоб дати можливість Святому Духу відтворити в нас характер нашого Господа, ми прагнемо лише до того, що може принести в нашому житті християнську чистоту, здоров’я і радість. Це означає, що наші задоволення і розваги повинні відповідати високим критеріям християнського смаку і краси. Визнаючи наявність особливостей у різних культурах, ми, проте, вважаємо, що наш одяг має бути простим, скромним і охайним, відповідний тим, чия справжня краса полягає не в зовнішніх прикрасах, а в нетлінні лагідного й спокійного духу. Це також означає, що оскільки наші тіла є храмом Святого Духа, ми не повинні нехтувати турботою про них. Нам необхідні фізичні вправи, відпочинок і, по можливості, здорова їжа. Ми повинні утримуватися від нечистої їжі, зазначеної в Писанні. Так як вживання алкогольних напоїв, тютюну, наркотиків і зловживання ліками шкодять нашому організму, нам слід і від цього утримуватися. Нам потрібно прагнути тільки до того, що допоможе нам привести наші думки і все наше єство в послух Христові, Який бажає, щоб ми були здорові, радісні і щасливі.
Бут. 7:2; Вих. 20:15; Лев. 11:1-47; Пс. 105:3; Рим. 12:1, 2; 1 Кор. 6:19, 20; 10:31;
2 Кор. 6:14-7:1; 10:5; Єф. 5:1-21; Флп. 2:4; 4:8; 1 Тим. 2:9, 10; Тит. 2:11, 12; 1 Пет. 3:1-4;
1 Ів. 2:6; 3 Ів. 2
Шлюб та сім'я
Шлюб, спочатку встановлений Богом в Едемі, є, згідно з вченням Христа, довічним союзом чоловіка і жінки для спільного життя і любові. Шлюб повинен укладатися лише між чоловіком і жінкою, які поділяють спільну віру. Укладаючи шлюб, християни покладають на себе зобов’язання не тільки один перед одним, а й перед Богом. Взаємна любов, повага, увага і відповідальність є основою християнських шлюбних відносин, відображаючи любов, святість, близькість і міцність відносин між Христом і Його Церквою. Щодо розлучення Христос сказав: «Хто дружину відпустить свою, крім провини перелюбу, … і хто візьме шлюб з розлученою, той чинить перелюб». Хоча життя деяких сімей може виявитися далеко не ідеальним, чоловік і жінка, що повністю присвячують себе в шлюбі один одному у Христі, можуть досягти тісного єднання в любові, якщо вони довіряються керівництву Духа і повчанням Церкви. Бог благословляє сім’ю і бажає, щоб всі в ній допомагали один одному в досягненні духовної зрілості. Прагнення до згуртованості сім’ї – один з характерних ознак заключної вестки Євангелія. Батьки повинні виховувати дітей в любові і послуху Господу. Своїм словом і особистим прикладом батьки повинні вчити дітей, що Христос – це люблячий, ніжний і турботливий Наставник, який хоче, щоб усі вони стали членами Його Церкви, членами сім’ї Божої, що включає в себе як самотніх, так і сімейних людей.
Бут. 2:18-25; Вих. 20:12; Повт. 6:5-9; Прип. 22:6; Мал. 4:5, 6; Мф. 5:31, 32; 19:3-9, 12;
Мк. 10:11, 12; Ів. 2:1-11; 1 Кор. 7:7, 10, 11; 2 Кор. 6:14; Єф. 5:21-33; 6:1-4
Служіння Христа в небесному святилищі
На небі знаходиться святилище, справжня скинія, що її збудував був Господь, а не людина. Там Христос заради нас звершує Своє заступницьке служіння. Його служіння дає кожному віруючому можливість спасіння через прийняття Його спокутної жертви, яку Він одного разу приніс на хресті за всіх нас. Після Свого вознесіння Він став нашим великим Первосвящеником і почав Своє заступницьке служіння, що символізувалося служінням первосвященика в Святій частині земного святилища. У 1844 році, після закінчення пророчого періоду в 2300 днів, розпочалася друга і остання частина Його спокутного служіння, що символізувалося служінням первосвященика в Святому Святих земного святилища. В цей час на небі розпочався слідчий суд – перша стадія остаточного знищення всіх гріхів, прообразом якої було очищення стародавнього єврейського святилища в День викуплення. У тому старозавітному служінні святилище символічно очищалося кров’ю жертовних тварин, небесне ж святилище очищається досконалою жертвою, якою є кров Ісуса. Мешканці неба завдяки слідчому суду бачать серед померлих на землі тих, хто спочив у Христі і тому гідний брати участь в першому воскресінні. На цьому суді також стає зрозуміло, хто з тих, що ще живуть на землі перебуває у Христі, дотримуючись Божих заповідей, вірячи в Ісуса, покладаючись на Нього в справі спасіння, і хто, отже, гідний життя в Його вічному Царстві. Цей суд підтверджує справедливість Бога, Який спасає тих, хто вірить в Ісуса. Суд проголошує, що ті, хто зберегли вірність Богу, увійдуть до Царства Небесного. Коли ж це служіння Христа завершиться, закінчиться і відведений для людей час випробування перед Другим пришестям.
Бут. 2:18-25; Вих. 20:12; Повт. 6:5-9; Прип. 22:6; Мал. 4:5, 6; Мф. 5:31, 32; 19:3-9, 12;
Мк. 10:11, 12; Ів. 2:1-11; 1 Кор. 7:7, 10, 11; 2 Кор. 6:14; Єф. 5:21-33; 6:1-4
Друге пришестя Христа
Друге пришестя Христа – це блаженне сподівання Церкви і величне завершення справи Божої на землі. Пришестя Спасителя буде буквальним, особистим, видимим і одночасним для всього світу. При Його поверненні праведники, що до цього часу померли, будуть воскрешені і одночасно з живими праведниками будуть прославлені і піднесені на небо. Безбожні ж в цей момент помруть. Майже повне виконання найважливіших пророцтв, що послідовно розкривають історію світу, свідчить про швидке пришестя Христа. Час цієї події не відкрито, і тому ми повинні бути готові до неї в будь-який момент.
Мф. 24; Мк. 13; Лк. 21; Ів. 14:1-3; Дії. 1:9-11; 1 Кор. 15:51-54; 1 Сол. 4:13-18; 5:1-6;
2 Сол. 1:7-10; 2:8; 2 Тим. 3:1-5; Тит. 2:13; Євр. 9:28; Об'яв. 1:7; 14:14-20; 19:11-21