Подготовка служителей Церкви адвентистов седьмого дня в СССР

В этом докладе представлены результаты исследования, посвящённого подготовке служителей адвентистской церкви в СССР. Актуальность проблемы объясняется необходимостью сохранения и анализа исторического наследия Церкви АСД, а также выявлением степени влияния исторических факторов на современные традиции в системе адвентистского образования на территории Евро-Азиатского дивизиона (ЕАД) Церкви АСД. Изыскания основаны в большей части на интервью ветеранов адвентисткого движения и опубликованных воспоминаниях, так как по теме практически нет опубликованных источников и трудов. Некоторые работы отражают предмет исследования лишь фрагментарно.

Получить высшее образование в государственных высших учебных заведениях СССР верующему человеку было практически невозможно. Даже в случае поступления его сразу же исключали из учебного заведения. Это могло произойти и на последнем курсе обучения. О получении религиозного образования в данной ситуации речи вообще не могло идти. Но, несмотря на все запреты и атеистическую направленность советского государства, образование служителей АСД в СССР существовало. Однако оно осуществлялось подпольно и строго скрывалось от властей.

Церковь АСД в СССР имела особую нужду в служителях, которые могли бы без страха взять на себя ответственность за общину в непростое время. Избрание молодых людей, которые впоследствии становились студентами, осуществлялось достаточно тщательно. Их отбор происходил в поместных церквях. В общине было два основных служения: это субботняя школа и проповедь. Когда проходила субботняя школа, служители наблюдали за тем, кто из молодых людей активно проявляет себя в ней. Это могло длиться до нескольких месяцев. Потом их приглашали на собеседование и поручали им проводить субботнюю школу. Таким образом, субботняя школа было местом выявления будущих служителей.

Но это было только первым шагом в отборе. По истечению времени, когда молодой человек приобретал опыт, ему предлагали поучаствовать в еще одном служении. По воскресениям желающие собирались в церкви для чтения и объяснения Духа Пророчества. Тогда будущему студенту поручали прочитать и объяснить одну из глав Духа Пророчества. Благодаря этому снимали комплекс перед большой аудиторией. После этого, ему еще поручали вести молодежные встречи, которые были подготовлены служителем церкви. Такое служение могло длиться 3–4 года. После такого долгого времени испытания и практических уроков молодой человек становился студентом. Духовный рост «абитуриента» проходил пред глазами всей церкви, поэтому когда подымался вопрос о его обучении и дальнейшем служении, то учитывалось мнение церкви.

Первые служители из России обучались в Германии. А в 1920-х годах не прекращались попытки организовать легальное обучение в России. «14 октября 1924 года совет ВСАСД вынес решение об открытии шестимесячных библейских курсов в Ростове-на-Дону». К тому времени уже было найдено и приготовлено место для проведения библейских курсов. Но, несмотря на то, что они два года ходатайствовали перед властями, им запретили организовывать обучение. Тогда совет ВСАСД отменил этот проект, а в 1926 году просил власти утвердить такой же проект, но в Москве. В итоге и этот план не осуществился.

Параллельно с этим руководители церкви приняли решение время от времени подпольно организовывать трехмесячные библейские курсы. «Так, с 1 сентября 1920 года были устроены для начинающих служителей миссионерские курсы в Воронежской губернии, близ станции Таловой, в артели Колос добра» . В 1921 году группа студентов из 25 человек прошла интенсивное обучение в Киеве. Потом в 1925 году в Киеве открылись трехгодичные курсы. В 1929 году эти курсы были закрыты.

В последующие годы для начинающих студентов старшие братья (они же и руководители униона или конференции) проводили встречи один раз в месяц или неделю для прослушивания лекций и сдачи экзаменов. Так как это было запрещено и преследовалось властями, то эти встречи проводились в разных местах. Если встреча была запланирована, чтобы собрать всех обучающихся, то такие встречи приурочивались к торжеству, такому как свадьба. Независимо от местности все съезжались в качестве гостей. Пока местный служитель с церковью выполняли свои обязанности, руководители церкви читали лекции студентам. Но такие встречи проходили очень редко.

Чаще всего обучение осуществлялось следующим образам. Студенты собирались в церкви, где лекции читал опытный служитель или один из руководителей церкви. Это встречи начинали с субботы после обеда и проводили до воскресенья. Иногда студенты приходили по одному к преподавателю домой, где проходили индивидуальные занятия. В летнее время студенты с преподавателем выходили в поле или в лес и там слушали лекции и сдавали экзамены. Иногда преподаватель со своими студентами летом во время отпуска уезжали отдыхать на месяц, в течение которого осуществлялось обучение.

Одна из составляющих успешной учебы заключалась в том, что студенты проходили еженедельную практику. В конце своего обучения, которое длилось 3–4 года, студент рукополагался в сан пресвитеров. В начале своего служения выпускники имели испытательный срок, который иногда длился до пяти лет. Потом происходило рукоположение в сан служителей, в случае успешного пресвитерского служения и наличия рекомендаций церкви. После этого служителю давали общину, и его учеба продолжалась еще десять лет в рамках повышения квалификации.

Нередко случалось, что студенты уезжали из своих церквей в другие места, чтобы там получить богословское образование. Такие образовательные центры находились в Москве, Белоруссии, Молдове, Казахстане. Были и такие, кто выезжал в Германию, Румынию и в Англию, но это происходило крайне редко.

В 1980-х годах, когда начали происходить демократические преобразования в обществе, Церкви АСД позволили выйти на качественно новый уровень своего служения. «Прежде всего, следует сказать о появившейся впервые за многие десятилетия возможности начать подготовку кадров священнослужителей. В 1986 году после многочисленных согласований с правительственными органами церкви удалось добиться разрешения на создание заочных курсов по подготовке служителей церкви. В России эти курсы официально открылись на базе Тульского молитвенного дома» .

По решению Межреспубликанского Координационного Совета ответственным за дальнейшее развитие учебной программы и поиск места для постройки учебного заведения был назначен преподаватель Михаил Кулаков. Он был единственным, кто получил начальное богословское образование в Англии. Для осуществления проекта постройки учебного заведения руководители церкви делали все возможное: находили места, писали заявления, и т.д. Но каждый раз получали отказ от государственных властей. Несмотря на то, что лучи свободы начали проникать во все места СССР, желание держать всех под контролем и проявление внешней агрессии на христиан не отступало. И, наконец, благодаря вере тех, кто не покладая рук трудился в этом направлении, удалось найти в Тульской области в поселке Заокском старое здание разваленной школы, на площади которого в последствии была построена семинария.

Какой учебный материал использовался преподавателями и студентами?

Для богословского образования были необходимы не только преподаватели или учебные заведения, но и богословская литература. О какой-либо литературе богословского содержания в первые годы советской власти говорить не приходится, поскольку была нужда даже в Библиях. И такое положение сохраняется вплоть до начала 1960-х годов. Издавать книги было запрещено властями. Книги нередко переписывали от руки и они были редкостью. Ветеран адвентистского движения Павелко Виталий Иванович вспоминает, что первую книгу он держал в руках в 1955-1956 годах. Микитюк Павел Иванович говорит о том, что он вырос на трех книгах. И лишь в 1960-х годах религиозный самиздат принял организованный характер, и количество книг резко возросло. Тогда начали печатать труды Елены Уайт и журналы.

В 1967–1980 году у преподавателей учебным материалом служили: Библия, труды Елены Уайт, Краткий очерк гомилетики и журналы: «Голос истины», «Благовестник» и «Маслина». Иногда для преподавания приглашались выпускники из семинарии Фриденсау (Германия) и из «Брашовского библейского института» (Румыния). Эти студенты переводили свои учебники с румынского, английского и немецкого языков, чтобы преподавать служителям, жившим в СССР. Книг богословского направления было мало. Преподаватели и студенты пользовались одной и той же литературой.

Предметов было немного, так как учебного материала не хватало. Ветхий Завет изучали блоками, включая Пятикнижие, пророков, поэтические книги, книгу пророка Даниила. Также изучали Новый Завет: это Евангелия, послания и Откровение. История Церкви АСД и в том числе Дух Пророчества преподавался в виде лекций, изданных ГК на английском языке и переведённых на русский язык. В этом учебнике после каждой главы были вопросы для обсуждения пройденной главы. Также большое внимание уделялось практическому блоку. Изучали гомилетику, принципы раздела текста и гомилетические приемы подачи содержания текста.

Кто был преподавателем и в каких местах преподавали?

Преподавателями были старшие братья-пастыри и они же, как правило, были руководителями унионов и конференций. Также к преподаванию приглашались члены церкви, которые в свое время получили высшее светское образование. По возможности приглашали выпускников, которые получили богословское образование за территорией СССР. Недостаток образованных специалистов и теоретических знаний компенсировался тем, что все учащиеся были служителями, и имели практические навыки.

Среди первых преподавателей заочных курсов в Туле в 1986 году были: Р. Н. Волкославский, Н. Н. Либенко, М. П. Кулоков, Е. В. Зайцев, О. М. Сенин, Г. Грицюк, А. И. Романов, В. И. Костев.
В 1967–1970 годах в Казахстане в Алмате старшим проповедником и преподавателем был Р. Н. Волкославский, а его помощникам был И. И. Вельгоша.

В 1950–1960 годах в Киеве преподавателями были: А. Ф. Парисей, исполнительный секретарь всесоюзной церковной организации, служитель и преподаватель А. А. Дымань, Н. А. Парасей, Ф. В. Мельник.

В Молдове преподавателями были: Г. В. Кочмар, Г. В. Пирожок, Ф. В. Мельник. Последний стал руководителем подпольной семинарии в Молдове, готовившей новые кадры для церкви. П. В. Осадчук был приемником Мельника и новым руководителем подпольной семинарии. Под его руководством обучение началось в 1976 году. И. А. Гуменюк в 1976–1989 годах в разное время был руководителям, секретарем конференции. А также директором отдела церковного служения. Также помогал в преподавании.

Те, кто получил образование в Фриденсау и, вернувшись на Родину, внес свой вклад в развитие церкви и образование: К. С. Шамков, А. Я. Озоля, Г. Ф. Гинтер, Я. Я. Вильсон, В. С. Дымань, А. Эглит, И. И. Шенеманн. Все служители не только совершали служение в церквях и обучали молодых служителей, но и работали на государственных предприятиях по обязательству перед государством.

Заключение

Церковная жизнь в СССР была нелегкой. Но сложнее всего было служителям церкви. На них лежала ответственность за церковь. Как в церкви, так и среди служителей молодёжь сменяла поколение, достигшее глубокой старости. И тут вопрос подымается об образовании молодых. В советское время, когда образование было подпольным, леса, поля, дама и церковь становились аудиториями, где слушали лекции и учились служить Богу и человеку. В этой тяге к знаниям, когда образование было под строгим запретом, невозможно не заметить стремление служить Богу несмотря ни на какие обстоятельства.

Бакалаврант богословия Иван Карапиря

  1. Рудой Владимир Всеволодович. 12 марта. 2016. п. Заокский.
  2. Вельгош Илья Иванович. 7 марты 2016. п. Заокский.
  3. Юнак Д. История Церкви христиан АСД в России 1886-1981 г. том 1. из. Источник жизни 2002 г. с. 181
  4. Юнак Д. История Церкви христиан АСД в России 1886-1981 г. том 1. из. Источник жизни 2002 г. с. 180
  5. Зайцев Е. В. история Церкви АСД в России. из. Источник жизни. 2008 г. с.362.
  6. Андрусяк Всеволод Василевич. 10 марта 2016. п. Заокский.
  7. Караян Васили Константинович. 21 марта 2016. Молдова, г. Вулканешты.
  8. Зайцев Е. В. история Церкви АСД в России. из. Источник жизни. 2008 г. с. 518.
  9. Там же. с. 518, 519.
  10. Микитюк Павел Иванович. 17 марта 2016. п. Заокский.
  11. Андрусяк Всеволод Василевич. 10 марта 2016. п. Заокский.
  12. Зайцев Е. В. история Церкви АСД в России. из. Источник жизни. 2008 г. с. 518.
  13. Вельгош Илья Иванович. 7 марта 2016. п. Заокский.
  14. Андрусяк Всеволод Василевич. 10 марта 2016. п. Заокский.
  15. Андрусяк В. И. Непобеждённая Церковь в Божьих руках из истории Церкви АСД в Молдове. из. Источник жизни 2011 г. с. 106, 107.
  16. Лебсак Г. Великое Адвентистское движение и Адвентисты седьмого дня в России. из. «Альтаир» г. Ростов-на-Дону 2006 г. с. 237.